Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского
района Чувашской Республики
Протокол №1 педагогического совета от «02» сентября 2022 г.
|
Утверждено приказом директора №25 от 02.09.2022 г.
|
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
учебного объединения
«Юные мастера»
Направленность: художественно-эстетическое
Для детей от 10 до 16 лет
Срок реализации – 1 год
Автор: педагог дополнительного образования
Насертдинова Лейсен Мансуровна
с. Татарские Сугуты
2022г
1.Пояснительная записка
1.1Нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст.2, 12, 15, 16, 23, 48, 75, 79 );
- Концепция
развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р);
-
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 05.05.2018 №298-н);
-
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 №196);
-
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» - (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 № 41);
-
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
-
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ
от29.03.2016 № ВК- 641/09)
Направленность (профиль)
программы: художественно-эстетическая.
Актуальность программы обусловлена ее практической
значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и
творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые
индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны
для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к
творческому труду.
Художественно – эстетическое направление
нацелено на решение и воплощение разнообразных задач, связанных с изготовлением
вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным
оформлением.
Отличительные особенности программы.
Обучающиеся
фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению
той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих
способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной
деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития
индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду -
приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа
даёт возможность параллельно осваивать несколько направлений
декоративно-прикладного творчества (лепка, работа с бумагой, объёмная
аппликация, декоративная роспись и др.), что предоставляет больше возможностей
для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду
деятельности.
Творчество
и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими
умениями и навыками.
На
основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями
дизайнера, художника-оформителя, художника, скульптора. Обучающиеся пробуют
себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают
свое мнение, доказывают свою точку зрения о выполнении той или иной работы,
развивают художественный вкус. Курс «Декоративно-прикладное творчество «Юные
мастера» развивает творческие способности, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе, приобщает детей к продуктивной творческой жизни.
Педагогическая
целесообразность программы, нацеленной на реализацию творческого
потенциала и его развития у обучающихся в декоративно-прикладном искусстве, состоит в том, что групповые занятия
декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию творческих
способностей детей младшего школьного возраста, формируют эстетический вкус,
улучшают эмоциональное состояние детей.
В современных условиях
социально-культурного развития общества главной задачей образования становится
воспитание растущего человека способного к творческому саморазвитию,
самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области
декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, дети
чувствуют свою значимость среди сверстников.
Адресаты
программы – обучающиеся – 10-16 лет
Формы
организации образовательного процесса: групповые с
индивидуальным подходом.
Формы организации учебного
занятия: занятие.
Форма обучения – очная
Срок освоения программы и
объём программы: программа рассчитана на 144
академических часов, 36 недель обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа.
1.2 Цель и задачи программы
Целью данной
программы является создания условий для творческой самореализации
личности ребенка и формирование у воспитанников основ целостного, эстетического
мировоззрения, развития творческих способностей и навыков
обучающихся посредством различных видов творчества.
Задачи:
Обучающие:
-
познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
-
формировать образное, пространственное мышление;
-
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами
и приспособлениями, необходимыми в работе.
Воспитательные:
-
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
-
формировать у обучающихся творческие способности, духовную культуру;
-
формировать аккуратность в работе и трудолюбие.
Развивающие:
-
развивать у обучающихся смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника, дизайнера;
-
развивать мелкую моторику рук, глазомер.
1.3 Планируемые результаты освоения
обучающимися
программы внеурочной
деятельности в соответствии с ФГОС
1.
Личностные универсальные учебные действия:
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном
признании.
2. Метапредметные результаты:
2.1.
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными
задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;
контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и
вести переговоры.
2.2.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных
направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными
техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного
вида мастерства.
2.3.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную
деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение.
3. Предметные результаты:
овладение
методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих
задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с
изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного,
декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение
кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях
декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и
коллективной творческой деятельности.
Конкурсы
и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого
обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы
внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ
после каждого изучаемого раздела.
Подобная
же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве,
при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На
начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора
творческих работ для выставок
2.Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Форма
аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел
1. Работа с
природным материалом |
15 |
5 |
10 |
Создание собственного
продукта. Коллективная работа |
2 |
Раздел 2. Работа с бумагой |
12 |
4 |
8 |
Участие в выставке |
3 |
Раздел
3. Работа с бросовым материалом |
31 |
9 |
22 |
Создание
коллективного панно |
4 |
Раздел
4. Работа с текстильными материалами |
34 |
12 |
22 |
Создание собственного
продукта. Коллективная работа |
5 |
Разлел
5 Работа с изолоном и фоамираном |
52 |
13 |
39 |
Создание собственного
продукта. Коллективная работа |
|
Всего: |
144 |
43 |
101 |
|
Раздел
1. Работа с бумагой
Тема
1.1. Плетение из газет
История
плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка
материала для плетения.
Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна
изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой.
Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.
Тема
1.2. Работа с гофрированной бумагой
Свойства
гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофробумаги. Практическая работа: изготовление букетов из гофробумаги.
Тема 1.3.
Декупаж
История
создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой
декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.
Практическая работа: изготовление сувенира.
Раздел
2. Работа с природным материалом
Тема 2.1. Флористика
Понятия
«флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора,
подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции.
Разнообразие технологий.
Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»;
изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке.
Тема 2.2. Из семян растений, крупы
Виды
круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян
для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.
Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.
Тема 2.3. Работа с холодным фарфором
Понятие
«фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный
фарфор», способ его приготовления. Техника работы с холодным фарфором.
Технология покраски изделий.
Практическая работа: изготовление цветов и украшений (заколок,
брошей, брелоков).
Раздел
3. Художественная обработка бросового материала
Тема 3.1. Изделия из пластиковых
бутылок
Знакомство
со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых
бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из
пластиковых бутылок.
Практическая работа: изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых
бутылок.
Тема 3.2. Изделия из пакетов
Знакомство со
способами утилизации пакетов. Идеи изделий из пакетов. Техника вязания крючком.
Изготовление одежды из пакетов. Плетение обуви из пакетов. Презентация идей
изделий из пакетов. Практическая работа: плетение ковриков из пакетов.
Тема
3.3. Изделия из коробок
Знакомство
со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей
изделий из коробок.
Практическая работа: изготовление мебели из коробок.
Тема
3.4. Работа с технологическими отходами
Понятие
«технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Вторая жизнь
вещей. Разнообразие технологий при работе с технологическими отходами.
Практическая работа: изготовление подарочного панно.
Тема
3.5. Декор компьютерными дисками
Понятие
«декор». Декорирование предметов. Технология выполнения декора дисками.
Практическая работа: изготовление подарочной коробки.
Раздел
4. Работа с текстильными
материалами
Тема 4.1. Работа с тканью. История создания игрушек из ткани.
Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Изготовление
тканевой игрушки в технике примитивизм. Технология обработки игрушки кофе с
ванилью.
Практическая работа: изготовление куклы.
Тема 4.2. Валяние
Понятие
«валяние». Мокрое и сухое валяние. Объёмное и плоскостное валяние. Техника
мокрого объёмного валяния. Изготовление бус и брелоков в технике мокрого
валяния.
Практическая работа: изготовление бус и брелоков в технике
мокрого валяния.
Тема 4.3. Игрушки из носков, колгот
Трикотажное
полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология изготовления пупсов,
зверей.
Практическая работа: изготовление пупсов, зверюшек.
Тема 4.4. Работа с нитками
Понятие
«мандала». История происхождения. Разнообразие техники исполнения мандалы.
Технология плетения мандалы.
Практическая работа: плетение мандал.
Раздел 5.
Работа с фоамираном.
1.
Принадлежности,
инструменты и материалы для работы. Оборудование рабочего места. Техника
безопасности труда при работе с утюгом, ножницами, иголками, клеевым
пистолетом, феном строительным.
2.
Знакомство
с основными свойствами и взаимодействием цветов - цветовой гармонии, цветовой
круг, спектр, яркость, дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, теплые и
холодные цвета.
3.
Выполнение
простейших работ из фоамирана и изолона: изготовление цветов для сада,
дачи,декоративное перо, броши, заколки.
4.
Работы
в технике джутовая филигрань: брошь, салфетка, баночка для мелочей, работа по
выбору.
5.
Изделия
из фоамирана. Свойства материала и приёмы работы. Изготовление цветов: мак,
пион, роза.
6.
Домашний
уют и как его достичь. Новогодний декор. Символ Нового года, ёлочные украшения.
7.
Знакомство
с изделиями из фоамирана. Оформление готовых изделий.
8.
Работа
с фоамираном. Оформление и упаковка подарков, цветы из фоамирана.
9.
Изделия
из атласных лент различной ширины (канзаши). Брошь, заколка, декорирование
бутылки.
10.
Работа
с бросовым материалом. Пластиковые бутылки, втулки.
11.
Основы
создания панно,картин из фоамирана.
12.
Подготовка
работ и участие в проводимых ярмарках, выставках и фестивалях.
4.Планируемые
результаты по окончании обучения
учащиеся
Знают/ понимают
·
правила техники
безопасности с колющими и режущими инструментами;
·
основные свойства и
возможности бумаги и картона как материала для художественно-конструкторской
деятельности;
·
основные приёмы работы
с бумагой (резание, сминание, обрывание);
·
сгибание и складывание
бумаги способом оригами в различных направлениях;
·
отдельные виды
водного, воздушного и наземного транспорта;
·
основные способы
соединения деталей;
·
линии чертежа: линии
видимого и невидимого контура, линия сгиба, центровая линия, сплошная линия;
·
основные термины и
условные обозначения в конструировании;
·
основные понятия
симметрии;
·
сюжетно – тематическую
аппликацию, способы ее изготовления;
·
понятие о контуре,
силуэте технического объекта.
·
геометрические фигуры
и элементы геометрических тел;
·
приемы вычерчивания,
вырезания, склеивания разверток, выкроек простых
·
геометрических тел;
·
некоторые элементы художественного
конструирования и оформление изделий;
·
технологию работы с
природным и бросовым материалом.
Умеют
·
соблюдать культуру
труда и технику безопасности при работе с инструментами;
·
складывать бумагу
способом оригами;
·
правильно применять
термины при работе;
·
использовать правила и
приёмы рациональной разметки;
·
выполнять
комбинированные работы из разных материалов;
·
самостоятельно
подбирать материал, фон, сюжет, выбирать и осуществлять наиболее подходящие
приёмы практической работы;
·
внимательно
рассматривать и анализировать объекты живой природы с техническими видами
транспорта;
·
последовательно вести
работу (замысел, эскиз, материал, способ изготовления, готовое изделие);
·
представить свое изделие;
·
использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
·
сотрудничать и оказывать
взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со
сверстниками и взрослыми;
·
формировать собственное мнение и
позицию.
слушать ответы сверстников.
Внешним показателем успешной
реализации программы является высокий уровень изготовленных макетов и моделей
для выставок различного уровня.
5. Условия
реализации программы
Для
успешного решения задач воспитания и обучения, учащихся на занятиях в
объединении «Юные мастера» нужны определенные условия:
материально-технические
условия:
- занятия проводятся на
базе кабинета технологии в стационарном, типовом, хорошо освещенном и
проветриваемом учебном кабинете, оснащенном типовыми столами и стульями с
учетом физиологических особенностей учащихся, с соблюдением
санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, установленных для
помещений;
оборудование:
рабочие столы, стулья,
персональный компьютер, проектор, экран, магнитная доска, телевизор, шкафы для
наглядно-дидактического материала. Основные и вспомогательные инструменты для 1
группы учащихся: ножницы, линейки, угольники, циркули, кисти
для красок;
материалы:
бумага: писчая белая,
цветная, чертежная, гофрированная; картон: белый, цветной, гофрированный;
различная фольга; клей: ПВА, карандаш; ДВП, краски: различные пентафталевые,
гуашь, акварельные; карандаши: простые, цветные; пенопласт различных сортов,
проволока; природный и бросовый материал; мел, наждачная бумага, пластилин,фоамиран
и изолон.
6.Календарно-тематическое
планирование
№
п/п |
Тема
занятия и практическая работа |
Количество
часов |
Раздел
1. Работа с природным материалом |
15 |
|
1 |
Понятие «флористика». Икебана |
1 |
2 |
Правила сбора, подготовки и хранения
материала |
1 |
3 |
Правила, техника работы с соломкой |
4 |
4 |
Изготовление панно «Кораблик» |
2 |
5 |
Изготовление панно «Кораблик» |
2 |
6 |
Правила, техника работы с сухими
листьями |
2 |
7 |
Изготовление панно «Осенний лес» |
2 |
8 |
Подготовка работ к школьной выставке |
1 |
Раздел
2. Работа с бумагой |
12 |
|
9 |
История плетения из лозы. Знакомство с
техниками плетения из газет |
1 |
10 |
Техника плетения из газет |
2 |
11 |
Подготовка материала для плетения |
2 |
12 |
Плетение дна изделия |
2 |
13 |
Плетение по кругу |
2 |
14 |
Плетение по спирали |
2 |
15 |
Плетение шахматкой |
2 |
16 |
Закрепление края изделия. Покрытие
изделия лаком. Подготовка работ к школьной выставке |
1 |
Раздел
3. Работа с бросовым
материалом |
31 |
|
17 |
Знакомство со способами утилизации
пластиковых бутылок |
1 |
18 |
Идеи изделий из пластиковых бутылок |
2 |
19 |
Изготовление ваз из пластиковых
бутылок |
2 |
20 |
Изготовление ваз из пластиковых
бутылок |
2 |
21 |
Изготовление цветов из пластиковых
бутылок |
2 |
22 |
Знакомство со способами утилизации
пакетов |
2 |
23 |
Идеи изделий из пакетов |
2 |
24 |
Техника вязания крючком |
2 |
25 |
Техника вязания крючком |
2 |
26 |
Изготовление одежды из пакетов |
2 |
27 |
Плетение обуви из пакетов |
2 |
28 |
Плетение ковриков из пакетов |
2 |
29 |
Знакомство со способами утилизации коробок |
2 |
30 |
Идеи изделий из коробок |
2 |
31 |
Изготовление мебели из коробок |
2 |
32 |
Презентация идей изделий из коробок |
2 |
|
Раздел
4. Работа с текстильными
материалами |
24 |
18 |
История создания игрушек из ткани.
Разнообразие игрушек |
1 |
19 |
Техника примитивизм. Создание кукол в
технике примитивизм |
2 |
20 |
Создание рисунка куклы. Создание
выкройки |
2 |
21 |
Выкраивание деталей и их сшивание |
2 |
22 |
Изготовление куклы |
2 |
23 |
Изготовление куклы |
1 |
24 |
Изготовление куклы |
1 |
25 |
Изготовление куклы |
1 |
26 |
Изготовление куклы |
1 |
27 |
Изготовление куклы |
1 |
28 |
Технология покраски куклы кофе с
ванилью, сушка |
2 |
29 |
Роспись лица. Окончательная отделка
изделия |
2 |
30 |
Знакомство с техникой валяния. Виды
валяния, инструменты и приспособления |
2 |
31 |
Изготовление бус и брелоков в технике
мокрого валяния |
2 |
32 |
Изготовление бус и брелоков в технике
мокрого валяния |
2 |
33 |
Работа с нитками |
4 |
34 |
Разнообразие техники исполнения из
ниток |
6 |
|
Разлел
5 Работа с изолоном и фоамираном |
52 |
35 |
Материалы и
инструменты. ТБ в ДПИ. Цветоведение |
2 |
36 |
Изделия из фоамирана |
6 |
37 |
Моделирование сложных
композиций |
6 |
38 |
Праздничный декор |
4 |
39 |
Работа с изолоном |
6 |
40 |
Декор для дома |
4 |
41 |
Работа с бросовым
материалом |
4 |
42 |
Декор для дачи и сада |
4 |
43 |
Работа в технике
джутовая филигрань |
6 |
44 |
Модерирование
композиций |
6 |
45 |
Индивидуальные
занятия, экскурсии, МК |
2 |
46 |
Участие и проведение
выставок |
1 |
47 |
Подведение итогов
работы |
1 |
7.Методическое обеспечение программы
Наглядно-дидактический
материал:
образовательная программа,
методические пособия для проведения занятий, геометрические фигуры и тела;
фотографии, схемы; чертежи; технологические карты; учебно-методические таблицы;
шаблоны моделей и игрушек; доска для макетирования электрических цепей;
видеофильмы; настольно-печатные игры: лото «Что нужно для работы», «Геометрический
конструктор»; домино: «Инструменты и материалы», парные картинки: «Едем
плаваем, летаем»; мозаика: «Умные машины»; кроссворды; ребусы; электронная
викторина «Юный техник»; методические разработки моделей по темам («Путешествие
по стране Геометрии» и др.); инструкции по технике безопасности и многое
другое.
Для более
успешной реализации программы педагогу следует постепенно накапливать лучшие
работы учащихся по разным темам. При изучении работ своих
сверстников ученик укрепляет веру в себя, реально оценивает свои силы,
достоинства и недостатки.
Информационное
обеспечение. Для того чтобы занятия по программе «Юные мастера» проходили
интереснее используются различные интернет источники (см. список литературы). А
также обучающие и развивающие видеофильмы, мультфильмы (мультфильмы: «Фиксики»
(устройство и принцип действия техники); «Уроки осторожности тетушки Совы.
Уроки безопасности». Развивающие и обучающие фильмы: «Путешествие по радуге»
(основные и дополнительные цвета); «История оригами»; «Изготовление самолета»;
«Изготовление симметричных поделок»; «Геометрические тела и фигуры», видео
экскурсия «Путешествие по музеям России»; «Орнамент»; работа на различных
интернет форумах и т.д.
8.Контрольно-измерительные материалы
Оценочные материалы: оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на
основании самостоятельной творческой работы детей, их участия в городских,
областных выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Формы контроля
Для контроля результатов проделанной работы
оцениваются следующие показатели детской деятельности на начало и конец
учебного года: владение материалом, заинтересованность, коммуникативность,
проявление творчества, развитие моторики, усидчивость.
Входная диагностика-сентябрь. Промежуточная
диагностика – декабрь. Итоговый контроль проводится два раза в год (декабрь и
май). Педагогическое наблюдение (в течение года).
Критерии, параметры и показатели оценки
результатов обучения
контрольно-измерительных
материалов: Творческое задание, вопросы.
Формы фиксации
результатов реализации программы
Мастер-классы, беседы,
практическое задание, показ работ, выставка, анализ работ, конкурс.
9.Список литературы
1.
Афонькин С. М. Игрушки из бумаги /С.
М. Афонькин. - СПб: Литера, 2018.
2.
Т.Е.Еременко,
Е.С.Забалуева. Художественная обработка материалов.
3.
Технология
ручной вышивки. - М.: Изд. «Просвещение», 2000
4.
Болдырева
Е.Н., Измайлова Т.В., Стильный текстиль. Полное пошаговое
5.
руководство
по современным текстильным техникам. 224с, 2019г.
6.
Ольга
Воронова, Новогодние украшения и подарки в технике декупаж. Изд.:
7.
«Эксмо».
8.
Елена
Токарева, Цветы из ткани и лент, красиво и просто. Изд.: «Эксмо»
9. Журналы по рукоделию. -
М.: Изд. «Полистар», 2014 - 2015гг.
7. . Антипова
М. А. Волшебный мир соленого теста – Ростов на Дону: Владис:М.:
РИПОЛ классик,
2010г.
·
8. Аппликации
из пластилина / Шкицкая И. О. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 88
с. : ил.; 20 см.
·
. 9 Батий
Я., «Страна пластилина», Харьков, 2014 г
·
. 1 0. Величко
Н. В. Поделки из пластилина- Редактор: Скляр С. С. Издательство: Клуб семейного
досуга, 2011 г.
·
11 Давыдова
Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
·
12 Давыдова
Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011,
72 стр..
·
13Иванова М. Лепим из
пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
14 «Радость творчества» М.: Изд. «Полистар»,
2014
Перечень интернет-источников
1. "Лепка из пластилина для
детей" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ruskid.ru/lepka/ (10.09.2020)
2. "Livemaster.ru"
- лепка из разных материалов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka (10.09.2020)
3. Уроки
лепки из пластилина для детей: пошаговые видео с инструкциями для занятий на
дому [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vse-kursy.com/read/507-uroki-lepki-iz-plastilina-dlya-detei.html (10.09.2020
https://www.youtube.com/watch?v=qyj1q9BrVQU
https://www.youtube.com/watch?v=IQjXYehyEB4
https://www.youtube.com/watch?v=buU_7Jn9FoQ
https://www.youtube.com/watch?v=klm-SB-lfqw
https://www.youtube.com/watch?v=Ft20EYmB-hg
https://www.youtube.com/watch?v=VHkPo6bOVXE
https://www.youtube.com/watch?v=zHUw4ICkGs0