Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом
детского творчества» Батыревского района Чувашской Республики
Протокол №1 педагогического совета от
«02» сентября 2022 г.
Утверждено
приказом директора
от№25 от 02.09.2022г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа учебного объединения
«Юный спасатель»
Направленность: социально-гуманитарное
Для детей от 14 до 16 лет
Срок реализации – 2 года
Автор: педагог
дополнительного образования Антипов Виктор Львович
с.Батырево 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во всем
мире главной социальной проблемой является проблема обеспечения безопасности.
Угрозу жизни и здоровью человека могут представлять многие ситуации. Это и дорожное движение,
и пожары» и стихийные бедствия,
и сам человек. Программа
«Юный спасатель» является
важным этапом обеспечения социальной защиты человека. Ее реализация призвана
решительно повысить информированность детей в области чрезвычайных ситуаций,
дать им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению
смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных
факторов окружающей среды. Помочь выработать у них психологическую устойчивость
в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде.
Актуальность программы в том, то ее социально-педагогическая направленность ориентирована
на воспитание гражданина
«безопасного» типа, знающего
основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и
умеющего применить эти знания на практике.
В статье 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено
«...обязательное обучение
детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется
соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с
Государственной противопожарной службой».
Особое внимание
специалистов противопожарной пропаганды во всем мире уделяется детям и
молодежи, т.к. это одна из наименее защищенная от пожаров групп населения, не
владеющая знаниями и навыками в области пожарной безопасности. Главная цель
программы научить детей правильно действовать в чрезвычайных обстоятельствах,
привить навыки осторожного обращения с огнем, оказание первой помощи может
стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Зачастую
своевременно предоставленная первая помощь определяет, выздоровеет ли
пострадавший полностью или останется на всю жизнь инвалидом. В идеале, всем
людям без исключения хорошо было бы знать, какие действия необходимо
предпринимать при несчастном случае. Всем следует уметь оказывать первую
помощь. Учитывая этот факт, в программу включен раздел «Я - спасатель», где со школьного возраста дети учатся оказывать
помощь человеку, получившему травму или пострадавшему от стихийного бедствия
или оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации техногенного характера, а так
же выполнять аварийно-спасательные работы.
Когда-то Леонардо да Винчи
сказал: «Жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает». Замечательное высказывание великого
художника о той ответственности, которую должен нести каждый человек за свою
жизнь. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что
в большинстве своем они попадают в беду не из-за незнания правил безопасного
поведения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма,
из-за необдуманного риска.
В
настоящее время одна из важнейших задач - обеспечение безопасности жизни и
здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях -
важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное - научить
детей правилам жизни во взрослом мире. Речь идет не столько о заучивании детьми
правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения
без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного
действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не
может гарантировать безопасности.
Все это стало предпосылками
к созданию программы военно-патриотической направленности. Занятия по данной
программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему
организованного досуга и повышения социального статуса обучающихся: ребенок,
посещая занятия объединения «Юный спасатель» в свободное время, знает, что он
нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему
учреждению дополнительного образования.
2. Ц ели и задачи.
- Приобщение учащихся к вопросам личной и коллективной
безопасности, развитию их заинтересованности в предотвращении возможных
чрезвычайных ситуаций;
- Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи,
умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
- Обучение практическим навыкам и умению пользоваться
индивидуальными и коллективными средствами защиты;
- Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и
молодежи к здоровому образу жизни;
- Проведение различных тренировок в форме слетов и
соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях
соблюдения здорового образа жизни;
3.
Общие положения.
Настоящая
программа предназначена для обучения школьников в объединении “Юный спасатель»
и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых
к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости
населения РФ, положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных
законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера” и “Об аварийно спасательных службах и статусе
спасателей”.
В ходе
обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты
от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт
прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных
условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ,
средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской
помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить
психологическую закалку.
Подготовка предполагает три основных
направления:
•
теоретическое,
•
техническое,
•
физическое.
Теоретическая
подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и
пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и
предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-
спасательных работ.
Техническая
подготовка проводится на спортивной площадке и в спортивном зале школы по
методике специальной подготовки спасателей.
Физическая
подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных
секций и школ выживания в экстремальных условиях.
4. Организационно-методические указания.
Программа
разработана для учащихся 7 - 11 классов общеобразовательных учреждений.
Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2 лет. Занятия проводятся
два раза в неделю в течение 4 учебных часов.
В ходе обучения
школьники должны научиться вести аварийно-спасательные работы в зонах (районах)
ЧС природного характера и при авариях и катастрофах техногенного характера,
пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением,
оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных
условиях.
По окончании
подготовки учащиеся должны знать:
знать:
-
функции спасательной службы и
законодательную базу по ней;
- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона,
их поражающие факторы и последствия;
-
-
способы поиска, извлечения и
транспортировки пострадавших в различных условиях;
- основы применения специальных аварийно-спасательных
средств, оборудования, приборов, инструментов,
приспособлений;
-
приемы и средства оказания первой
медицинской помощи;
- особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
-
основы передвижения по различной местности;
- основы
выживания в различных климатических и природных условиях;
- технику
безопасности при выполнении АСР;
уметь:
- ориентироваться
в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
-
применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы,
оборудование, СИЗ и средства связи;
-
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- работать с компасом и картой, ориентироваться на местности
в любое время суток при различных погодных условиях;
-
контролировать свое
морально-психологическое состояние при ЧС;
иметь
представление:
- об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных
ЧС природного и техногенного характера;
-
о природных явлениях региона;
- о
процессе горения, пожаре и его развитии;
- об
особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
- об
основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
5.
Ожидаемые результаты
Реализация
мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:
- расширению сети объединений, учреждений и организаций,
занимающихся воспитанием и подготовкой детей и подростков к действиям в
экстремальных ситуациях;
- обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного
процесса в рамках социума;
- значительному увеличению числа детей - участников
общественного детско- юношеского движения;
-
Тематическое планирование (темы и количество часов по каждой теме)
№ темы |
Наименование тем |
Кол-во
часов |
1 |
Вводное занятие. Из
истории спасательного дела в России |
1 |
2 |
Чрезвычайные
ситуации природного характера |
2 |
3 |
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера |
2 |
4 |
Чрезвычайные
ситуации экологического характера |
2 |
5 |
Чрезвычайные
ситуации криминального характера. Защита от терроризма |
2 |
6 |
Чрезвычайные
ситуации, связанные с массовыми заболеваниями среди людей, животных, растений |
2 |
7 |
Организационные
основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций |
2 |
8 |
Правовые
основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных |
2 |
|
|
|
9 |
Человек и
окружающая среда. Основные правила поведения и меры защиты |
13 |
10 |
Организация и
ведение аварийно-спасательных работ |
13 |
11 |
Технические
средства поисково-спасательных работ |
7 |
12 |
Техника
безопасности при проведении поисково-спасательных работ |
5 |
13 |
Средства управления
и связи |
2 |
14 |
Средства
индивидуальной и коллективной защиты |
10 |
15 |
Приборы
радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля |
7 |
16 |
Аварийные химически
опасные и отравляющие вещества. Меры защиты. |
2 |
17 |
Противопожарная
подготовка |
6 |
18 |
Медицинская
подготовка спасателей |
16 |
19 |
Основы подготовки к
военной службе |
6 |
20 |
Физическая
подготовка спасателей |
19 |
21 |
Топографическая
подготовка спасателей |
9 |
22 |
Морально-психологическая
подготовка спасателей |
3 |
23 |
Основы
здорового образа жизни |
3 |
24 |
Пропаганда
гуманного характера и социально-экономической значимости
гражданской обороны защиты от чрезвычайных ситуаций и Всероссийского Движения
«Школа безопасности» |
2 |
25 |
Участие
в соревнованиях «Юный спасателей» и «Школа безопасности» |
7 |
|
ВСЕГО |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
ТЕМА №1.
Вводное занятие. Из истории спасательного дела в России.
Знакомство с целями и задачами объединения
«Юный спасатель», программой обучения, учебными местами.
ТЕМА № 2. Чрезвычайные ситуации. Понятие о чрезвычайных
ситуациях.
Стихийные бедствия,
аварии, катастрофы и другие экстремальные ситуации, которые возникают и могут
возникнуть на территории района. Классификация чрезвычайных ситуаций.
ТЕМА
№ 3.Чрезвычайные ситуации природного характера.
Землетрясения, наводнения,
сель, снежные лавины, оползни, лесные пожары, градо- грозовые процессы и другие
опасные природные явления. Причины, последствия, меры защиты.
ТЕМА № 4. Правила безопасного поведения
во время пожаров и защиты от них. ТЕМА№ 5. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера.
Понятие об авариях,
катастрофах, взрывах, пожарах. Аварии и катастрофы на предприятиях, транспорте,
на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Причины, последствия, меры зашиты.
ТЕМА № 6. Современный
транспорт-зона повышенной опасности. Краткая характеристика видов современного
транспорта.
ТЕМА
№ 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
Понятие об экологии,
нарушении экологического равновесия. Причины нарушения экологического
равновесия, последствия, меры защиты.
ТЕМА 8. Краткая
характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
ТЕМА
№9. Чрезвычайные ситуации криминального характера. Защита от терроризма.
Понятие об опасностях криминального характера. Сущность терроризма, его
опасность, причины. Виды терроризма.
ТЕМА
10. Меры защиты от терроризма.
ТЕМА№ 11.
Чрезвычайные ситуации, связанные с массовыми заболеваниями людей,
животных, растений. Характерные массовые
заболевания среди людей, животных, растений.
ТЕМА
№12. Причины возникновения, последствия, меры защиты.
ТЕМА№13. Организационные
основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Понятие о гражданской обороне.
Необходимость
гражданской обороны и зашиты от
чрезвычайных ситуаций.
Этапы гражданской обороны.
Структура и задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
ТЕМА№l4. Силы гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в республике.
ТЕМА№ 15. Правовые основы
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовые
акты, регламентирующие деятельность аварийно- спасательных служб и формирований
МЧС
РФ.
ТЕМА №l6. Федеральные
Законы «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской
обороне», «Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей».
ТЕМА №17. Человек и
окружающая среда. Основные правила поведения и меры защиты. Человек и окружающая
среда.
ТЕМА
№18. Загрязнение окружающей среды. Загрязнители.
ТЕМА№19. Воздействие на организм
некоторых видов загрязнителей. Ксенобиотики. ТЕМА №20. Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.
ТЕМА №21. Основные правила поведения
человека в экстремальных природных условиях.
ТЕМА №22. Классификация пищевых добавок. ТЕМА №23.
Выживание в природной среде.
ТЕМА №24.
Организация жилья.
TEMA№25. Укрытия, защиты в экстремальных
природных условиях (жара, холод, условия задымленности) (практическое занятие).
ТЁМА№27. Защита от животных и насекомых. Перемещение в
природной среде (практическое занятие). ТЕМА№28. Правила обеспечения водой,
питанием, ТЕМА№29.Оборудование временного жилища, добыча огня.
ТЕМА № 30.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ.
Организация
и возможности службы спасения.
Организация оповещения спасателей. ТЕМА №31. Порядок получения и уяснение
информации при ЧС.
ТЕМА №32. Оценка обстановки и принятие
решения на ведение поисково-спасательных работ,
ТЕМА №33.
Организация оперативного дежурства в зоне ЧС.
ТЕМА №34. Подготовка к
поисково-спасательным работам (инструменты, механизмы, приспособления, приборы,
экипировка, средства, необходимые для проведения работ) (практическое занятие),
ТЕМА№35. Ведение поисково-спасательных
работ. Поиск пострадавших, их извлечение, определение состояния, оказание
первой медицинской помощи и транспортировка в безопасное место.(практическое
занятие).
ТЕМА
№36.Локализация очага поражения (отключение газа, воды, электричества, тушение
пожара).
ТЕМА №37. Спасение животных. Спасение материальных и
культурных ценностей. ТЕМА №38. Основы выживания при проведении
поисково-спасательных работ в ЧС. ТЕМА №39. Защита источников водоснабжения.
ТЕМА №40.
Обеззараживание.
ТЕМА №41.
Санитарная обработка людей. Эвакуация.
ТЕМА №42.
Технические средства поисково-спасательных работ.
ТЕМА №43.
Технические средства и оборудование, применяемые при ПСР, их
технические
характеристики.
ТЕМА №44.
Хранение средств спасения (практическое занятие).
ТЕМА №45.
Работа на средствах ведения ПСР. Проверка исправности и подготовка к работе
(практическое занятие).
ТЕМА №46.
Спасательная работа.
ТЕМА №47. Порядок и последовательность работы. ТЕМА №48.
Сигналы международного кода.
ТЕМА №49.
Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ.
Травматизм
спасателей и их причины.
ТЕМА
№50. Причины травматизма. Типичные травмы. Профилактика травматизма. ТЕМА № 51.
Использование подручных средств для переноса пострадавших.
ТЕМА № 52.
Средства управления и связи. Назначение и ТТД средств связи.
ТЕМА
№53. Табельные, стационарные, мобильные средства связи. Проводная и радиосвязь
в зонах ЧС. Практическая работа на средствах связи.
ТЕМА № 54. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
ТЕМА №55. Классификация средств индивидуальной защиты.
ТЕМА №56.
Назначение, принцип действия.
ТЕМА №57.
Простейшие и подручные средства защиты.
ТЕМА №58. Промышленные противогазы. Дополнительные патроны.
ТЕМА №59. Классификация промышленных противогазов.
ТЕМА №60.
Понятие о защитных сооружениях.
ТЕМА
№61. Противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Укрытие населения в
приспособленных и спец сооружениях.
ТЕМА
№62. Средства защиты кожи. ОЗК. Защитный комбинезон.(Л-1)
ТЕМА №63.
Отработка практических навыков в использовании индивидуальных средств защиты.
ТЕМА №64. Приборы радиационной и
химической разведки, дозиметрического контроля. ТЕМА №65. Измеритель мощности дозы (рентгенометр) ДП-5Б ТЕМА №66. Естественные и искусственные источники радиации.
ТЕМА №67. Методы обнаружения ионизирующих излучений. Классификация
дозиметрических приборов и единицы измерения уровней и доз радиации.
ТЕМА №68.
Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В ТЕМА №69. Войсковой прибор химической
разведки.
ТЕМА №70.
Практическая работа с приборами.
ТЕМА №71. Аварийные химически опасные и отравляющие
вещества. Меры защиты. ТЕМА №72. Характеристика АХОВ и О В.
Химически
опасные предприятия в республике. Классификация ОВ.
ТЕМА
№73. Противопожарная подготовка. Общие понятия о пожаре. Классификация. ТЕМА
№74. Огнетушащие средства. Огнетушители.
ТЕМА №75.
Назначение, подготовка и применение, правила пользования (практическое
занятие).
ТЕМА №76.
Пожарные машины, автонасосы, дымо насосы, инструмент (практическое занятие).
ТЕМА
№77. Спасение людей на пожарах и само спасение. Отработка приемов и способов
спасения людей на пожарах, (практическое занятие).
ТЕМА №78-79.
Посещение музея ПЧ-26
ТЕМА
№80. Медицинская подготовка спасателей. Средства оказания первой медицинской
помощи (ИМИ)
ТЕМА №81. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях и травматическом
шоке (практическое занятие).
ТЕМА №82. ПМП
при растяжениях, ушибах, вывихах (практическое занятие).
ТЕМА №83. ПМП
при переломах, длительном сдавливании конечностей (практическое занятие).
ТЕМА №84. ПМП
при повреждении глаз, уха, горла, носа (практическое занятие).
ТЕМА
№85. ПМП при обморожениях и ожогах (практическое занятие). ТЕМА №86. ПМП при
поражениях АХОВ и О В (практическое занятие). ТЕМА №87 Правила наложения повязок.
ТЕМА №88. Транспортная иммобилизация. ТЕМА №89.
Травматический шок.
ТЕМА №90. ПМП при отравлении угарным газом, ТЕМА №91. ПМП
при утоплении.
ТЕМА №92.
Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте.
ТЕМА
№93. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердца,
сердечной деятельности и прекращении
дыхания.
ТЕМА№94.
Этапы первой реанимационной помощи. (Практическая работа) ТЕМА№95. Этапы первой
реанимационной помощи. (Практическая работа)
ТЕМА№96.
Основы подготовка к военной службе. Источники военной опасности для РФ.
ТЕМА№97. Вооруженные Силы РФ на современном этапе.
ТЕМА№98. Виды и рода Вооруженных Сил. Военная символика.
ТЕМА№99. Правовые основы военной службы. Военная присяга.
ТЕМА№100. Общевоинские уставы. Статус
военнослужащих, их права и обязанности. ТЕМА№101. Военно-учебные заведения.
Правила приема в военно-учебные заведения. ТЕМА№102. Физическая подготовка
спасателей. Инструктаж по ТБ.
Физические
качества, необходимые спасателям.
ТЕМА№103.
Гимнастика. Развитие силы, выносливости, устойчивости. ТЕМА№104. Воспитание
настойчивости и упорства, смелости и решительности.
ТЕМА№105.
Упражнения на перекладине, брусьях, опорные и без опорные прыжки, поднимание и
переноска тяжестей, акробатические упражнения.
ТЕМА№106.
Предупреждение травматизма, страховка. ТЕМА№107. Кроссовая подготовка. Бег на 1
км. Бег на 3 км. ТЕМА№108. Спортивные игры. Баскетбол.
ТЕМА№109. Спортивные игры. Волейбол. ТЕМА№110. Спортивные
игры. Футбол.
ТЕМА№111.
Упражнения с преимущественной направленностью на развитие силы, ТЕМА№ 112.
Упражнения с преимущественной направленностью на развитие быстроты. ТЕМА№ 113.
Игры и эстафеты.
ТЕМА№114. Упражнения с преимущественной направленностью на развитие
выносливости.
ТЕМА №115. Упражнения с преимущественной
направленностью на развитие ловкости. ТЕМА№116. Упражнения с преимущественной
направленностью на развитие гибкости. ТЕМА№117. Кроссовая подготовка. Бег на 2
км. Бег на 4 км.
ТЕМА№118. Двухсторонняя игра
«Баскетбол». ТЕМА№119. Двухсторонняя игра «Волейбол». ТЕМА№120. Марш бросок-5
км.
ТЕМА№ 121.
Туристская подготовка спасателей.
ТЕМА№122. Снаряжение, узлы, их применение. (Практическая
работа). ТЕМА№123.Вязка узлов.
ТЕМ4№124.
Вязка узлов.
ТЕМА№125. Преодоление наклонного бревна. (Практическая
работа). ТЕМА№126. Охрана природы, памятников истории и культуры.
ТЕМА№127.
Топографическая подготовка спасателей. Определение топографии. ТЕМА№128.
Топография военная. Ориентирование на местности (практическое занятие).
ТЕМА№129. Движение по азимутам (практическое занятие)
ТЕМА№130. Морально-психологическая подготовка спасателей.
Необходимость морально-психологической подготовки спасателей. ТЕМА№131.
Психологические особенности поведения людей в ЧС
ТЕМА№132.
Задачи и содержание морально-психологической подготовки. Формы и методы работы
по повышению морально-психологической подготовки спасателей.
ТЕМА№133.
Основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, основные
понятия
и определения. Критерии здоровья.
ТЕМА№134. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
Основные критерии здоровья. Режим труда и отдыха.
ТЕМА№135.
Питание. Основные понятия и его роль в жизни человека. Вредные привычки и их
социальные последствия (алкоголь, прение, наркотики).
ТЕМА№136.
Пропаганда гуманного характера и социально-экономической значимости гражданской
обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и Всероссийского Движения
«Школа
безопасности».
ТЕМА№137.
Задачи и содержание пропаганды знаний и практического опыта в области
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ТЕМА№138.
Всероссийское Движение «Школа безопасности». Опыт, проблемы. ТЕМА№139-144.
Прохождение полосы препятствий на базе ПЧ-26. Подготовка к республиканским
соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция
РФ. 1993г.
2. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 1994г.
3. Федеральный
Закон РФ «О гражданской обороне». 1998г.
4. Федеральный Закон РФ «Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». 1995г.
5. Федеральный Закон РФ «О пожарной безопасности». Федеральный
Закон РФ «Об обороне»
6. Федеральный
Закон РФ «О статусе военнослужащих». 1993г
7. Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной
службе». 1998г. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения
в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций». 1995г № 738.
8. Справочник
спасателя. М. ВНИИ ГО ЧС. 1995г.
9. Гостюшин «Энциклопедия экстремальных ситуаций». Изд.
«Зеркало». 1994г. Правила поведения и действия населения при стихийных
бедствиях, авариях, катастрофах. М. 1990г.
10. Цвилюк Г.Е. Пособие по выживанию «Школа безопасности». М.
ЭКСМО. 1995г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
11. Учебник
«Гражданская оборона». М. Просвещение. 1991г.
12. Учебник «Безопасность и зашита населения в чрезвычайных
ситуациях». Г.Н.Кириллов. М. Изд. НЦЭНАС. 2001г.