Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского района Чувашской Республики
РАСМОТРЕНО: Протокол педагогического совета №1 От «02» сентября 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО приказом
директора №25 от 02.09.2022 г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
учебного объединения
«Юный геолог»
(туристско-краеведческая направленность)
Автор программы-
учитель географии и биологии
Башмаков
Владимир Васильевич.
Возраст детей, на которых рассчитана программа 11-16 лет.
Срок реализации
образовательной программы 1год
с.Тарханы
2022г.
Пояснительная записка
Программа
кружка «Юный геолог» имеет туристско-краеведческую
направленность и ориентирована на изучение геологических дисциплин,
познание родного края. Она мотивирует личность ребенка к познанию окружающего
мира, формирует его общую культуру. Практические навыки, полученные на
занятиях, позволяют существенно расширить знания, полученные на уроках
географии, показывают, как реализуются общие законы химии и физики на
конкретных примерах из царства минералов и горных пород. Знание геологических
дисциплин позволяет удовлетворить познавательную потребность обучающихся.
Актуальностью данной программы является то, что геология, геологические
исследования позволяют не только расширить кругозор школьника, но и воспитывают
в нем наблюдательность, терпение, логическое мышление, чувство сопереживания и
взаимовыручки, вырабатывают навыки самообслуживания и самоконтроля. Новизной является факт выявления творческих
и исследовательских способностей, приобщение к экспериментам, самостоятельным
исследованиям и проектированию.
Образовательная
программа «Юный геолог» опирается на программы: «Основы геологии» (Петрова
О.А.), «Полевая геология» (Морозова А.Б)
Данная образовательная программа отличается от уже
существующих тем, что опирается на исследование регионального материала,
рассматривает во взаимосвязи все разделы геологических дисциплин.
Основы геологии в базовом образовании рассматриваются
весьма поверхностно в курсах «Природоведение» и «География».
Однако геологическая среда обладает рядом
особенностей, которые необходимо знать и учитывать человеку, как в
профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Человек интенсивно
эксплуатирует геологическую среду, добывая различные полезные ископаемые,
подземную воду из водоносных горизонтов, возводя массу сооружений. Если эти
мероприятия проводить неграмотно, без глубокого знания свойств минералов и
горных пород, характера геологических процессов и особенностей геологического
строения, это может привести к нарушению и даже разрушению той благоприятной
среды, которую создает вокруг себя человек.
Отличительная особенность программы заключается в том,
что в системе дополнительного образования занятия с интересующимися
обучающимися позволяют познакомить их с разнообразием мира минералов, горных
пород и полезных ископаемых, средой их распространения и возможными
последствиями, которые могут возникнуть при неграмотном вмешательстве в
геологическую среду. Это способствует необходимости осознания осторожного
отношения к геологической среде, прогноза и учета возможных последствий при
любом типе её использования.
Геологическое образование позволяет развивать не
только познавательную, но и исследовательскую деятельность обучающихся. В ходе
обучения ставятся учебные исследовательские задачи, соответствующие уровню
развития обучающегося, в ходе которых он знакомится с проблемами геологической
науки и методами их решения.
Образовательный процесс направлен также на
формирование экологической культуры личности, способствует профориентации
обучающихся.
Целью программы является создание условий для
развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся через естественнонаучное
образование (геологическую науку).
Задачи программы:
1. Ознакомить обучающихся с основами геологических
дисциплин и развить практические навыки диагностики в определении минералов и
горных пород – составной части окружающей природы.
2. Сформировать навыки основ начальной туристской
подготовки, необходимых для выполнения полевых исследований.
3. Воспитать любовь к родному краю, бережное отношение
к природе и стремление к здоровому образу жизни.
4. Развить потребность к исследовательской
деятельности и интеллектуальной активности.
Рабочая программа составлена в
соответствии со следующими нормативно – правовыми документами.
Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. №273-РФ. Приказом МОиН РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» от 29.08.2013г. №1008 (зарегистрирован в
Министерстве юстиции РФ от 27.11.2013г. № 30468). Письмом МОиН РФ от
11.12.2006г. №06-1844 «о примерных требованиях к программам дополнительного
образования».
Занятия проводятся 4ч в неделю (144 ч.)
В программу занятий входит изучение общей геологии,
минералогии, петрографии, учения о полезных ископаемых, элементов
палеонтологии, стратиграфии, структурной геологии, геохимии и геофизики.
Программа простроена по принципу – от простого к
сложному.
Ведущие методы:
Наиболее оптимальными методами обучения являются
лекции, беседы, геологические игры, практические занятия, встречи со
специалистами, посещение музеев, проведение геологических экскурсий и походов.
Большое внимание уделяется практическим занятиям,
которые проводятся как в аудитории, так и в природе. Это – определение
минералов, горных пород и окаменелостей, работа с микроскопом, геологическими
картами.
Особенно полезны для обучающихся геологические
экскурсии.
Формы обучения:
Занятия проводятся в форме бесед, дискуссий, учебных
лекций, комбинированных занятий, конференций, занятий-презентаций, экскурсий, практических
и лабораторных работ. Итоговые занятия проводятся в форме зачета с
разнообразными заданиями, соответствующими пройденному курсу.
Технологии обучения: в процессе обучения
используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные,
технология уровневой дифференциации, личностно-ориентированное обучение,
элементы проектной деятельности.
В результате посещения занятий обучающиеся должны знать:
- основные геологические понятия и научные термины,
владеть основами знаний разных разделов геологии;
- о геологических процессах, протекающих на планете
Земля;
В результате посещения занятий обучающиеся должны уметь:
- определять по внешним признакам минералы и горные
породы, ископаемые остатки;
- пользоваться геологическими картами, строить
геологические разрезы;
- организовать полевой лагерь
- определять азимут по геологическому компасу
Формами итогов реализации программы является участие
обучающихся в научно-практических конференциях, геологических олимпиадах и конкурсах.
Учебно-тематический план.
№ темы |
Тема |
Количество
часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное
занятие |
6 |
2 |
0 |
2 |
История
планеты Земля |
12 |
12 |
0 |
3 |
Минералогия |
20 |
10 |
10 |
4 |
Геологические
процессы. Основы петрографии |
26 |
26 |
0 |
5 |
Полезные
ископаемые |
14 |
6 |
8 |
6 |
Геологическая
карта и геологические разрезы |
18 |
10 |
8 |
7 |
Правила
проведения геологического похода |
20 |
||
8 |
Зачётное
занятие |
2 |
||
9 |
Геологическая
экспедиция |
28 |
28 |
|
итого |
144 |
80 |
64 |
Содержание курса.
Программа
рассчитана на 144 часов.
Вводное
занятие.
Тема 1. Вводное занятие(Что изучает наука геология).
Предмет и
задачи геологии. Значение геологических знаний в жизни человека. Основные отрасли геологической науки
Тема 2.
История планеты Земля
Представление
об основных этапах геологической истории планеты Земля. Понятие о
геохронологической таблице. Современные представления о строении Земли. Понятие
о литосфере, горной породе, минерале.
Тема 3.
Минералогия.
Формы
нахождения минералов в природе. Физические и химические, диагностические
свойства минералов. Шкала твердости Мооса. Классификации минералов.
Роль
минералов в жизни человека. Классификация минералов по их практическому
применению.
Практические
занятия.
Определение физических свойств минералов. Работа с определителями минералов.
Определение минералов по фотографиям и реальным образцам.
Тема 4.
Геологические процессы. Основы петрографии.
Магматизм. Строение вулкана центрального типа.
Действующие и потухшие вулканы. Расположение вулканов на карте мира. Роль
вулканизма и глубинного магматизма в эволюции земной коры. Магматические
(вулканические, интрузивные и эффузивные) горные породы. Гейзеры, механизм
действия. Горячие источники. Использование внутреннего тепла Земли в хозяйстве.
Осадконакопление.
Понятие о выветривании, его типах. Эрозия. Проявление эрозии в Чувашии.
Влияние процесса на формирование рельефа.
Карст. Образование пещер и натечных фор. Крупнейшие пещеры мира. Образование
ледников. Снеговая линия. Типы ледников. Айсберги. Формы ледникового рельефа.
Роль в формировании климата, хозяйственное значение. Основные разновидности
осадочных горных пород.
Метаморфизм. Землетрясения, их причины. Очаг и
эпицентр землетрясения. Описание сильнейших землетрясений. Подводные
землетрясения. Изучение и предсказание землетрясений. Залегание горных пород.
Медленные вертикальные колебания. Горизонтальные движения. Горст, грабен,
сброс, сдвиг. Понятие и причины метаморфизма. Динамический и термальный
метаморфизм. Контактный метаморфизм. Месторождения полезных ископаемых,
связанных с контактным метаморфизмом.
Тема 5.
Полезные ископаемые.
Понятие о полезных ископаемых, их классификация.
Основные рудные, нерудные и горючие полезные ископаемые.
Практические занятия. Поиск на карте крупнейших месторождений полезных
ископаемых. Определение по внешним признакам, описание важнейших полезных
ископаемых.
Тема 6.
Геологическая карта и геологические разрезы.
Принципы составления геологических карт. Легенда
геологической карты. Геологические разрезы и их практическое значение.
Относительный и абсолютный возраст горных пород. Методы определения возраста
горных пород: палеонтологический, изотопный, структурный.
Практические занятия. Отбор, зарисовка и описание коллекционных образцов
горных пород с отпечатками древней фауны и флоры. Экскурсия. Сбор и определение
образцов.
Практические занятия. Оформление геологических карт.
Составление разрезов к геологической карте. Определение на картах и разрезах
относительного возраста горных пород.
Тема 7.
Правила проведения геологического похода.
Организация полевого лагеря. Установка палаток. Типы
костров. Техника безопасности при проведении геологических походов, экспедиций.
Первая медицинская помощь. Геологический компас, азимут и его определение.
Полевая документация. Правила ведения геологического маршрута.
Практические занятия. Установка палатки. Работа с компасом и картой.
Определение азимута и расстояния на местности. Ориентирование на местности.
Ведение глазомерной съемки местности.
Содержание курса
заканчивается зачётной работой и экспедицией на природу по району.
Планируемые результаты.
1. Определение
физических свойств минералов.
2. . Работа с определителями минералов. Определение
минералов по фотографиям и образцам.
3. Поиск по
карте крупнейших месторождений полезных ископаемых. Определение по внешним
признакам, описание важнейших полезных ископаемых.
4.
Оформление геологических карт. Составление разрезов к геологической карте.
5. Отбор и
описание коллекционных образцов горных пород с отпечатками древней фауны и
флоры.
6. Экскурсия
на обнажения с целью поиска древней флоры и фауны. Сбор и определение образцов
7. Работа с
компасом и картой. Определение азимута и расстояния на местности.
8. Геологическая экспедиция по району.
Данный курс носит познавательный, научно –
исследовательский характер. Спланированы теоретические занятия и практикумы. Он
носит межпредметный и внутрипредметный характер, так как в процессе
комплексного геологического описания территории предусматривается изучение
различных областей геологии, расширение и углубление знаний физической
географии, экологии, биологии, исторического краеведения.
Календарно – тематическое планирование
№ раздела
|
Тема занятия |
Продолжительность Занятий (ч.) |
|||
всего |
теоретических |
практических |
|||
В классе |
В поле |
||||
1 |
Вводное занятие(Что изучает наука геология). 1.1.Предмет и задачи геологии. 1.2 Значение геологических знаний в жизни человека. 1.3 Основные отрасли геологической науки |
6 |
2 2 2 |
|
|
2 |
История
планеты Земля. 2.1 Основные геологические этапы в истории планеты
Земля. Геохронологическая таблица. 2.2 Современное представление о строении Земли. Типы
земной коры. 2.3 Литосфера, горные породы, минералы. |
12 |
4
4 4 |
|
|
3 |
Минералогия. 3.1 Формы нахождения минералов в природе. 3.2 Физические и химические, диагностические
свойства минералов. 3.2 Практические занятия. Определение
физических свойств минералов. 3.3 Шкала твердости Мооса. 3.4 Классификации минералов. 3.5 Роль минералов в жизни человека. 3.6 Практические занятия. Работа с
определителями минералов. Определение минералов по фотографиям и образцам. |
20 |
2 2
2 4 |
4 2
4
|
|
4 |
Геологические процессы. Основы петрографии. 4.1 Магматизм. Роль вулканизма и глубинного магматизма
в эволюции земной коры. 4.2 Магматические (вулканические, интрузивные и
эффузивные) горные породы, их использование в хозяйстве. 4.3 Гейзеры. Горячие источники. Использование
внутреннего тепла Земли в хозяйстве. 4.4 Осадконакопление. Выветривание, его типы. 4.5 Влияние выветривания на рельеф. 4.6 . Карст. Образование пещер и натечных фор.
Крупнейшие пещеры мира 4.7 Эрозия. Проявление эрозии в Чувашии. 4.8 Ледники. Формы ледникового рельефа. 4.9 Основные разновидности осадочных горных пород. 4.10 Метаморфизм. 4.11 Виды залегания горных пород. 4.12 Месторождения метаморфических полезных
ископаемых.
|
28 |
2
4 4 2 2
2 2 2 2 2 2 2 |
|
|
5 |
Полезные ископаемые. 5.1 Полезные ископаемые, их классификация. 5.2 Экскурсия на глиняный карьер. 5.3 Рудные, нерудные и горючие полезные ископаемые. 5.4 Практические занятия. Поиск на карте
крупнейших месторождений полезных ископаемых. Определение по внешним
признакам, описание важнейших полезных ископаемых.
|
14 |
4
2 |
4 |
4 |
6 |
Геологическая карта и геологические разрезы. 6.1 Геологическая карта. Легенда геологической
карты. 6.2 Геологические разрезы. 6.3 Практические занятия. Оформление
геологических карт. Составление разрезов к геологической карте. 6.4 Относительный и абсолютный возраст горных пород.
Методы определения возраста горных пород. 6.5 Практические занятия. Отбор и описание
коллекционных образцов горных пород с отпечатками древней фауны и флоры. 6.6 Практические занятия. Экскурсия на
обнажения с целью поиска древней флоры и фауны. Сбор и определение образцов
|
18 |
2 2
2 4 |
4 |
4 |
7 |
Правила проведения геологического похода. 7.1 Организация полевого лагеря. 7.2 Практические занятия. Установка палатки. 7.3 Техника безопасности при проведении
геологического похода. Первая медицинская помощь. 7.4 Геологический компас. Азимут и его определение. 7.5 Практические занятия Работа с компасом и
картой. Определение азимута и расстояния на местности. 7.6 Полевая документация. Правила ведения
геологического маршрута. |
18 |
2
2
4
|
4 |
2
4 |
8 |
Зачётное занятие |
2 |
2 |
|
|
9 |
Геологическая экспедиция |
26 |
|
|
26 |
итого |
144 |
82 |
22 |
40 |
Методическое
обеспечение программы
В основу программы положена концепция развивающего
обучения, а именно теория содержательного обобщения и формирования учебной
деятельности. Акцент в технологии делается на формирование теоретического мышления
обучающихся.
Программа рассматривает
освоение определенной суммы знаний, умений и навыков (ЗУНов) по геологии не как самоцель, а как важнейшее средство их
развития. Обучающиеся рассматривается не
как объект обучающих воздействий педагога, а как самоизменяющиеся субъекты образования.
Содержание программы строится через систему научно – теоретических
понятий.
Задача педагога
состоит в том, чтобы организовать, направлять и корректировать деятельность,
совместно с детьми решать учебно-исследовательские задачи.
Необходимое условие совместной деятельности - развертывание
её как диалога, т.е. со-
поставление и анализ разных логик решения,
поставленных задач. Именно такой диалог яв-
ляется основной формой организации образовательного
процесса.
В результате
обучения формируются механизмы учебной деятельности, позволяющие обучающимся
ставить учебные задачи и находить способы их решения. Достигаются следующие результаты:
-умение и желание изучать геологию;
-умение учить себя самостоятельно, умение отделять
известное от неизвестного и выска-
зывать предположение о содержании неизвестного;
-формируется самостоятельность суждений;
-формируется умение работать с различными видами
моделей.
.
Контроль и
учет знаний, навыков и умений учащихся
Трудной проблемой являются учет и оценка знаний,
навыков и умений учащихся по
геологии.
Целесообразным представляется учет знаний учащихся с
помощью практических работ,
которые можно проводить после изучения и отдельных
разделов, и всего курса. Практические работы дают возможность быстро и
эффективно оценить уровень приобретенных учащимися знаний,
навыков и умений.
В соответствии с
психологическими особенностями
школьника необходимо выделять в практических работах
задания различной степени трудности. При этом, важное значение должно
придаваться выполнению заданий, направленных
на проверку умений, как итога всей педагогической
деятельности с учащимися. Поэтому задания для практической работы должны
строиться с учетом уровней эффективности развивающего обучения:
1.Воспроизведение знаний (общие понятия,
причинно-следственные связи, закономерности) в том виде, как они были усвоены.
Примером заданий такого рода могут быть следующие: внешнее описание явления,
выбор правильного ответа из множества,
подстановка пропущенных слов в формулировках или непосредственное формулирование правил и
закономерностей.
2.Перенос приемов умственной деятельности на знакомые
ситуации (количественное объяснение
сущности явления).
3.Творческое
применение знаний и
творческий перенос приемов в
нестереотипной
учебной
ситуации при отсутствии внешней
опоры (умение). Примером заданий с использованием данного уровня являются познавательные задачи, иногда требующие
проведения определенного исследования.
Необходимо,
чтобы в практической работе степень сложности заданий нарастала постепенно
(учащиеся должны переходить от более легких уровней к более трудным) и в
зависимости от этого должна даваться оценка их знаний (за знания каждого уровня
ставится своя оценка, а затем выводится средний балл).
Наиболее удачной формой занятий, при проведении
которых легко оценить степень усвоения фактических знаний и умений учащихся
являются семинары и учебные конференции, олимпиады и конкурсы.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
- Белоусова О. Н., Михина В. В.
Общий курс петрографии. М., «Недра», 1972, 344 с.
- Войлошников В. Д., Войлошникова
Н. А. Книга о полезных ископаемых. – М.: Недра, 1991. – 175 с.: ил.
(Научно-популярная библиотека школьника).
- Добровольский В. В., Якушова А.
Ф. Геология: (Минералогия, петрография, геодинам. процессы, геотектоника):
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. – М.: Просвещение,
1979. – 304 с., ил.
- Еремин А. В. и Следников А. А.
Геология. Пособие для учителей по факультативному курсу. М.,
«Просвещение», 1971, - 208 с.
- Жабин А. Г. Жизнь минералов.
М., «Сов. Россия», 1976. 224 с.
- Макдугалл Дж. Д. Краткая
история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед / Пер. с англ. В. Псарева.
– СПб.: Амфора, 2001. – 383 с.
- Минералы благородных металлов:
Справочник / О. Е. Юшко-Захарова, В. В. Иванов и др. – М.: Недра, 1986. –
272 с., с ил.
- Способы автономного выживания
человека в природе: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.:
Питер, 2008. – 271 с.: ил.
- Ферсман А. Е. Занимательная
минералогия. Очерки. – Л.: «Детская литература», 1975. – 237 с.
- Фисуненко О. П. и Пичугин Б. В.
Практикум по геологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.,
«Просвещение», 1977. 128 с. с ил.
Интернет-ресурсы
http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический
портал
http://students.web.ru Все о геологии
http://www.rgo.ru/ Региональный портал Русского
географического общества
http://m.greenpeace.org/russia/ru/high/About-us/What-We-Do/world-heritage/
Всемирное природное наследие ЮНЕСКО
http://www.en.edu.ru/ -естественно-научный
образовательный портал
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78536/Геология
Материально-техническое обеспечение
1) коллекции
минералов и горных пород ( количество образцов более 50шт.)
2) теоретические материалы (методика описания
геологического разреза, методика проведения гидрологических наблюдений и др.) в
электронном и печатном формате;
3) презентации;
4) видеофильмы (геологические походы), фотографии
(авторские фото участников геологических походов), таблицы, схемы;
5) предметные web-сайты по учебным темам;
6) картографические материалы (геологические карты),
ресурсы сети Internet.
7) техническое оснащение к.51 (компьютерное
оборудование, доступ к сети интернет)