Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского
района Чувашской Республики
Протокол №1 педагогического совета от
«02» сентября 2022 г.
Утверждено приказом директора №25
от 02.09.2022
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа учебного объединения
«Светофорик»
Направленность:
социально-гуманитарное
Для детей от 9 до 11 лет
Срок реализации –
1 год
Автор составитель: Чихина Светлана
Федоровна, педагог дополнительного образования
с.Алманчиково
2022г.
Паспорт
Наименование |
«Светофорик».
Учебное объединение Отряда Юных Инспекторов Движения. |
Рецензент |
Раськина
Любовь Алексеевна, зам.директора по ВР |
Организация Заявитель |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом
детского творчества» Батыревского района Чувашской Республики |
Телефон, факс |
67-0-20, 8-952-022-54-25 |
ФИО
должность автора |
Чихина
Светлана Федоровна, педагог дополнительного образования |
География реализации |
реализация
охватывает в основном микрорайон Алманчиковское сельское поселение |
Целевые
группы |
ориентирована
на работу с детьми 9-11 лет. |
Цель |
Профилактика
безопасности дорожного движения. |
Направленность
программы |
социально-педагогическая |
Направление |
Отряд
юных инспекторов дорожного движения |
Вид программы |
модифицированная |
Уровень
реализации |
школьная. |
Уровень усвоения |
общеразвивающая. |
Срок
реализации |
1
год. |
Краткое содержание программы |
Данная
программа состоит из блоков: История правил дорожного движения Тема 3. Изучение правил дорожного
движения Тема 4. Дорожные знаки Тема 5. Экскурсии по улицам села и
города Тема 6. Традиционно-массовые мероприятия Тема 7. Организация и выступление агитотряда в младших
классах Тема 8. Скорая помощь Тема 9. Фигурное вождение велосипеда
Тема 10. Вопросы страхования |
Пояснительная записка
Направленность
Основная направленность
программы – социально-педагогическая. По форме организации содержания и
процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на
специализацию по профилактике безопасности дорожного движения. По уровню
освоения материала данная образовательная программа – базовая. Ребята в
процессе обучения знакомятся с основами работы инспекторов ГИБДД, осваивают
основы первой доврачебной помощи.
Актуальность
Актуальность и
практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и
подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что
основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том
числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не
умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий
нарушения правил дорожного движения.
С каждым годом в нашей стране
возрастает выпуск автомобилей и других транспортных средств. С увеличением выпуска
автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышаются требования ко всем
участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам и т.д.)
В условиях повышения
интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдаются
несчастные случаи с детьми. Это происходит во многом потому, что или не знают
правил безопасного поведении на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая
опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей
чувство дисциплинированности, добиться, чтобы соблюдение правил безопасного
поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
Педагогическая
целесообразность программы
объясняется тем, что учащиеся подвергают свою и чужую жизнь опасности на
дорогах так как, не знают правил дорожной безопасности или же нарушают их, не
осознавая при этом опасных последствий своих
поступков.
Донести эти знания до детей,
выработать в них потребность в соблюдении правил дорожного движения для
самосохранения - в этом и состоит задача данной программы.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и
игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более
сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все
усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков,
сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы шоу – программы, слёты и
фестивали по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям
проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию,
которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное
интересное.
Соревнования по фигурному вождению
велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить
себя на практике.
В том случае, когда
учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части
дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более
требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение
оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся
уверенней чувствовать себя в жизни.
В конце курса есть возможность детям
проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо»
является лучшей проверкой работы объединения. Лучшие участники могут проявить
себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Знания,
полученные после освоения программы по безопасности дорожного движения, будут
реализованы в дальнейшей жизни.
Отличительные
особенности программы: Особенность
программы заключается в создании условий для формирования безопасного
образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Отряд
ЮИД состоит из учащихся 4-5 классов. Их активная деятельность, прежде всего,
направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной и
средней школы.
Работа проводится в форме
теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность
нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Программа
обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Занятия планируются с учетом как
возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание
уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике –
«попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу
включены практические занятия с выходом учащихся.
Цели
и задачи
Главная цель программы –
практико-ориентированное образование учащихся в сфере основ безопасности
жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-
транспортного травматизма.
Для
реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных,
развивающих, образовательных и организационно
– практических задач, в число которых входят:
* Развитие
мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
* Создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так
же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;
* Развитие
качеств личности и способностей учащегося, способствующих наиболее полному
раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств,
эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.),
мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого спектра
творческих навыков;
* Формирование
«Я» - концепции, адаптация к социуму;
* Развитие
потребности в социальной инициативе и гражданской позиции;
*
Всестороннее развитие
творческих способностей посредством совместного социального творчества. Также для достижения поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
* повышение
уровня знаний учащихся по ПДД РФ;
* усвоение
требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
* способствование
выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
* способствование
приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской,
пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
* развивать
умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
* способствовать
развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления,
самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению
поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
* воспитывать
дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
* выработка
культуры поведения в транспорте и дорожного
этикета;
* формирование
сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение
данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но
и создает условия для формирования компетентностей, принятых в образовательной
системе г. Москвы.
Данная
дополнительная образовательная программа
способствует:
* умственному развитию
– учащиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся
логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную
информацию, выстраивать диалог;
* нравственному воспитанию
– через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и
в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая
система ценностей – уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств
(самостоятельности, аккуратности, ), личной ответственности за поведение на
дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как
участников дорожного движения;
* эстетическому воспитанию
– участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся
повышают свой общекультурный уровень.
Организация
образовательного процесса
Данная программа
рассчитана на обучение детей 9-11 лет. Поскольку
именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка,
дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки,
связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические.
В группе предполагается не более 15 человек, набор свободный, состав
постоянный.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год и содержит всего 144
часа: в неделю 2 раза по 2 часа;
Четверг – с 13.00 до 15.00 и суббота - с 13.00 до 15.00
Формы
и методы организации образовательной деятельности
Формы занятий:
* Индивидуальные:
при выполнении учащимися практических заданий;
* Групповые:
при выполнении учащимися практических заданий;
* Коллективные:
на теоретических занятиях и при выполнении учащимися практических заданий.
Типы занятий Занятие-экскурсия;
Занятие-практика:
структура:
*информационная
беседа;
*анализ
задания
*планирование
практической работы;
*организация
рабочего места;
*самостоятельная
работа;
*физ.пауза
*итог, обобщение занятия; Конкурсы
(контроль знаний и умений); Выставки (оценка роста мастерства)
Теоретические
занятия: беседа, рассказ, объяснение; Мастерская, игра, разработка проектов;
Итоговые
занятия: тестирование, контрольное задание.
Формы внеучебной деятельности
•
проведение выставок для детей и родителей;
•
участие в конкурсах;
•
участие в фестивалях различного
уровня.
Педагогические
технологии реализации программы
В
реализации программы применяются следующие технологии:
-
проектные;
-
личностно ориентированный подход и
здоровьесберегающие технологии;
-
игровые технологии;
-
технологии индивидуального творчества;
-
технологии сотрудничества.
Формы подведения итогов
-
Выставки работ учащихся в кабинете
создают эстетически богатую среду, дают радость, потенциал детям. Они ощущают
нужность своего труда, что увеличивает их желание работать.
- Участие
на конкурсах, традиционных творческих отчетах по итогам года, где самые
активные награждаются грамотами.
Работа с родителями
•
совместные мероприятия детей и
родителей (к праздничным дням);
•
консультации для родителей;
•
совместные подготовки к выставкам,
фестивалям, конкурсам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по ПДД
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
•
овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•
умение регулировать свое поведение в
соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и
государством к участникам дорожного движения
•
ответственно относиться к собственной
безопасности и безопасности других участников движения
•
выполнять основные правила дорожного
движения
•
убеждённость в
необходимости изучения курса ПДД; могут
быть сформированы:
•
интерес к деятельности общественных объединений
и
государственных служб по безопасности дорожного движения
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
•
безопасно переходить дорогу, улицу,
соблюдая правила дорожного движения.
•
передвигаться по улицам и дорогам,
соблюдая правила пешехода
•
пользоваться сигналами светофора и регулировщика
•
правильно пользоваться общественным транспортом.
•
соблюдать правила безопасности при
езде на велосипеде
•
правильно читать основные дорожные знаки
•
соблюдать меры предосторожности при
движении вдоль железнодорожного полотна
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно
формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для
реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и
приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
оценивать
результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась
оценка адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе над ошибками планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми
жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др.
Познавательные
Учащиеся научатся:
сопоставлять
и отбирать информацию, полученную из различных источников
анализировать,
сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при
выполнении заданий
устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде
самостоятельно
делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять
информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
•
соблюдать в повседневной жизни нормы
речевого этикета и правила устного общения.
•
формулировать собственное мнение и
позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью
фактов и дополнительных сведений
•
критично относиться к своему мнению.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
•
Участвовать в работе группы:
распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы,
уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план
действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Формы подведения итогов реализации
программы и критерии оценивания результатов
По
итогам 1-го года освоения программы обучающиеся должны: Знать:
-
историю детского объединения ЮИД , службы ГАИ-ГИБДД;
-
историю развития Правил дорожного
движения;
-
о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном
транспорте, велосипедах;
-
серии дорожных знаков и их представителей;
-
новые формы агитации и пропаганды ПДД.
Уметь:
- работать
с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
-
читать информацию по дорожным знакам;
-
оценить дорожную ситуацию;
-
участвовать в конкурсах.
Иметь навыки:
- дисциплины,
осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство
бояжизни траха;
- взаимной
поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
Диагностика образовательных
результатов обучающихся производится на основе коккомплексного
холого-педагогического мониторинга. Мониторинг проводится в нескольких на
пнаправлениях.
1) Один
раз в полгода оценивается развитие мотивации личности к
познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации
обучаемого (низкий, средний, высокий) и заносится в таблицу. Главными
критериями оценки в данном случае является уровень творческой активности
подростка: количество творческих материалов, выполненных подростком
самостоятельно на основе изученного материала, а так же качество выполненных
работ (соответствие тем требованиям, которые заложены в теоретической части
образовательной программы) как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;
2)
По итогам учебного года оценивается
приобретение
опыта индивидуальной и коллективной деятельности. Количественный
уровень в баллах определяется по результатам участия учащихся в городских,
областных, всероссийских конкурсах по литературному творчеству и журналистике
(Слет юных инспекторов движения «Безопасное колесо» и др.).
3)
Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей:
-
кокоммуникативной- информационной
-
компетентность решения проблем
В
течение всего года обучения оценивается деятельность обучающихся по 10 бальной
системе. Оценивается различные виды деятельности:
А)
работа на занятии (1 раз в месяц),
Б)
выполнение домашних заданий (после изучения темы), В) участие в конкурсах
различного уровня,
Г)
участие в подготовке и проведении различных мероприятий в качестве: а)
организатора, б) исполнителя, в) участника, г) зрителя.
Д)
личностный рост обучающегося, развитие его коммуникабельности, умения работать
с информацией, умение решать возникающие в процессе обучения проблемы;
Десятибалльная
система
оценивания используется в первую очередь для того, чтобы недостаточный уровень
полученного балла не влиял на уровень самооценки ребенка, а так же позволял
педагогу более гибко оценивать достижения воспитанников. Для оценки личностного
роста может использоваться цветограмма.
В
числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов
используются следующие формы: - анализ продукта деятельности, - педагогическое
наблюдение; - зачеты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Содержание |
Количество
часов |
||
Всего |
Теория |
Практи ка |
||
1 |
Введение в образовательную программу
: •
история детского объединения юных
инспекторов движения; |
1 |
1 |
|
|
•
цели и задачи объединения ЮИД ; •
ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья |
|
|
|
2 |
История правил дорожного движения: «Путешествие
в историю ПДД» «Откуда появились ПДД». «Кто ввел первые ПДД в нашей
стране». Тест: «Первые правила
дорожного движения». • История
возникновения светофора; «Виды светофоров» Придумай
сказку о Светофоре Светофорыче» Тест «Значение видов светофоров и их
сигналов» Первые
грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи; История
возникновения велосипеда; первые жезлы, дорожные
знаки, разметка и ПДД |
35 |
10 |
5 |
3 |
Изучение правил дорожного движения: «Что значит слово «Дорога». «Правила поведения на дороге». «Виды перекрестков». • Для пешеходов; • Для пассажиров; • Для водителей; • Для велосипедистов. Практическое занятие «Учимся движению на
велосипеде». Создание буклета «Юный велосипедист,
запомни!». «От велосипеда к
мопеду и мотоциклу». Тест: «Знание правил
движения на велосипеде». «Практическое занятие. Выход на улицы села». |
20 |
15 |
5 |
4 |
Дорожные знаки: •
предупреждающие; •
запрещающие; •
предписывающие; •
информационно-указательные; •
приоритета; •
сервиса; •
дополнительной информации |
20 |
15 |
5 |
5 |
Экскурсии по улицам села и города «Тротуар,
что это такое?» Практическое занятие «Выход на
тротуары села» |
2 |
|
2 |
6 |
Традиционно-массовые мероприятия: •
театрализованное представление
«Посвящение в пеше- ходы»; •
встреча «Зеленый огонек»; •
конкурсная встреча « ЮИД и старшие товарищи»;
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах Подготовка
и проведение «Недели безопасности» (по особому плану) Подготовка
и проведение игр по ПДД в классах Подготовка
и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе Выступление в классах по пропаганде
ПДД |
30 |
10 |
20 |
|
Подготовка
и участие в конкурсе агидбригад по ПДД Подготовка и участие в районном
конкурсе «Безопасное колесо» Участие
в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, сочинений…) игра
«Умелый пешеход (водитель, пассажир)»; •
«Блиц-турнир по ПДД», «Знатоки
дорожных знаков», «Вопросы
и ответы по ситуациям на дорогах», «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и
др.; •
мастерство вождения велосипеда,
техническое обслуживание велосипеда |
|
|
|
7 |
Организация и выступление агитотряда
в младших классах и детском саду |
4 |
|
4 |
8 |
Скорая помощь 1. Ожоги.
Первая помощь 2. Обморожения.
Первая помощь 3. Транспортировка пострадавших 4. Травмы
головы, грудной клетки, живота. 5. Шок. Обморок. 6. Переломы. 7. Практическое
занятие по оказанию первой помощи 8. Виды
и техника наложения повязок 9. Практическое
занятие по оказанию первой помощи |
10 |
5 |
5 |
9 |
Фигурное вождение велосипеда. Изучение
схемы расположения препятствий Изучение каждого препятствия отдельно: - змейка - восьмерка - качели - перестановка предмета - слалом - рельсы «Желоб» - ворота
с подвижными стойками - скачок - коридор
из коротких досок. |
30 |
|
30 |
10 |
Вопросы страхования Понятие
«страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».
Виды, формы, отрасли страхования. крупные страховые компании. Страховой
полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование
автогражданской ответственности |
10 |
10 |
|
11 |
Подведение
итогов. Финальные встречи |
2 |
2 |
|
|
Всего
часов |
144 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
144 часов — 4 часа в неделю, отряд переменного состава
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория.
История детского объединения юных
инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные
друзья.
Знакомство
с положением об отрядах ЮИД, городской программой «Дети — Дорога — Жизнь».
Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его
заместителя,
связного,
пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя
дневника отряда; выбор названия, девиза, речевки, песни).
Тема 2. История правил дорожного
движения Теория.
История
и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре,
автотранспорте
—
легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, о первых дорожных
знаках, жезлах, разметке.
Практика.
Изготовление
макетов первого светофора, автомобиля, знака. Задание.
Оформить
собранную информацию в дневник отряда.
Тема 3. Изучение правил дорожного
движения Теория.
Правила дорожного движения в России (утвержденные
Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23
октября 1993 года №1090 с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 года
№472). Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и
пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий.
ПДД для пешеходов —
правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части
дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
ПДД для пассажиров — виды
общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила
поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения
пассажи- ров и водителя. Психодиагностика.
ПДД для велосипедистов — техническое
состояние велосипеда, Дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной
и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных
средств.
Практика.
В рабочей тетради и в дневнике отряда
сделать подборку светофоров, соответствующих дорожных знаков, автомобилей
(отечественных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проезжей части
дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного Путей автомобиля. Проверить
теоретические и практические знания велосипедистов.
Задание.
С помощью схем и зарисовок провести
беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в
неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
Тема
4. Дорожные знаки Теория.
Дорожные знаки и их
группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации).
Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика.
В
рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название. Задание.
В
младших классах провести занятие «Сами не видят, а другим говорят».
Тема 5. Экскурсии по улицам села и
города Практика.
Во время экскурсии провести наблюдение
работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке,
предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление
движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и
нарушителей».
Тема 6. Традиционно-массовые
мероприятия Практика.
Подготовка и оформление материала для
включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок
для проведения мероприятия.
Задание.
Поиск материала о ветеранах и
сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами — «Верны
традициям доблестной милиции». Провести встречи с сотрудниками ГИБДД в отрядах.
Тема 7. Организация и выступление
агитотряда в младших классах Практика.
Организация и выступление агитотряда в
младших классах. Психологический тренинг «Давать и получать».
Тема 8. Скорая помощь Практика
Овладение
умениями оказания первой помощи пострадавшим
Тема 9. Фигурное
вождение велосипеда
Практика. Прохождение отдельных препятствий на
велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.
Тема 10. Вопросы
страхования
Практика. Решение билетов для закрепления
полученных знаний.
Тема 11. Подведение итогов. Финальные
встречи ЮИД Практика.
Знакомство с положением, подготовка и
участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов,
пассажиров, велосипедистов; дорожных знаков и их серий, средств регулирования
движением. Разводка автотранспорта на макете перекрестка; разбор дорожных
ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита
агитационного плаката.
Календарный план
№ |
Тема урока |
Дата |
часы |
1. |
Введение в образовательную
программу. Деятельность отрядов ЮИД. Основные цели и задачи. |
05.10 |
2 |
2. |
Экскурсия по улицам села. |
07.10 |
2 |
3. |
Первые отряды ЮИД в СССР. Права,
обязанности и ответственность участников дорожного движения. |
12.10 |
2 |
4. |
Правила поведения в транспорте.
«Откуда появились ПДД». |
14.10 |
2 |
5. |
«Кто ввел первые ПДД в нашей
стране». Тест: «Первые правила дорожного движения». |
19.10 |
2 |
6. |
«Что значит слово «Дорога». «Правила
поведения на дороге». «Виды перекрестков». |
21.10 |
2 |
7. |
«Что значит слово «тротуар».
«Практическое занятие. Выход на тротуары села». |
26.10 |
2 |
8. |
«История возникновения светофора».
«Виды светофоров». «Придумай сказку о Светофоре Светофорыче». |
28.10 |
2 |
9. |
«История появления на дорогах
постовых». «Практическое занятие «Встреча
с родителями, которые имеют автомобили или работают водителями». Игра «Кто
хочет стать лучшим постовым». |
02.11 |
2 |
10. |
«Причины возникновения ДТП».
Создание буклета «Помни, пешеход!». |
04.11 |
2 |
11. |
Выход на
улицу села с целью предупреждения ДТП. Вручение детям - пешеходам буклетов
«Помни, пешеход!» КВН: «Я знаток дорожных знаков». |
19.11 |
2 |
12. |
Мероприятие
«Я с дорогой дружу». Конкурс рисунков. «История появления велосипеда».
«Правила движения на велосипеде». «От велосипеда к мопеду и мотоциклу». Тест:
«Знание правил движения на велосипеде». |
11.11 |
2 |
13. |
Презентация
по ПДД. Игра «Угадай-ка» тема: «Средства передвижения» «ШИК»
№1-2010 -с.4 |
26.11 |
2 |
14. |
Викторина
по правилам дорожного движения «ШИК» №8-2008-с.5 Занятие
–тренинг по правилам дорожного движения «ДДД» №4-2011-с.4 |
18.11 |
2 |
15. |
Игра
–путешествие «Каждый школьник должен знать ПДД на пять» «ДДД»
№20-2010-с.6 Интеллектуальная игра «Дорожные приключения» «ДДД»
№14.-2008.с.7 |
23.11 |
2 |
16. |
Викторина
«Дорожная мозаика» «ДДД» №21- 2010, с-6 Интеллектуально -развлекательная игра
«Посвящение в пешеходы» «ДДД»
№20-2010, с.6 |
25.11 |
2 |
17. |
Игра-соревнование
«Вперед, пешеход». Презентация по ПДД. «ДДД» №14-2007,с.6.Светофория.
«ДДД» №15-2010, с.6 |
30.11 |
2 |
18. |
Группы
дорожных знаков и их значения «ДДД» №5-2008, с.3 Презентация
по ПДД. |
02.12 |
2 |
19. |
Предупреждающие. Показ презентаций. Запрещающие. |
07.12 |
2 |
20. |
Предписывающие.
Информационно-указательные знаки. Показ презентаций.
Рисование дорожных знаков. |
09.12 |
2 |
21. |
Знаки
приоритета и предупреждающие. Показ презентаций. |
14.12 |
2 |
22. |
Предупреждающие. Показ презентаций. |
16.12 |
2 |
23. |
Запрещающие и предписывающие знаки.
Показ презентаций |
21.12 |
2 |
24. |
Запрещающие и предписывающие знаки.
Показ презентаций |
23.12 |
2 |
25. |
Запрещающие и предписывающие знаки.
Показ презентаций |
28.12 |
2 |
26. |
Информационно-указательные. Показ
презентаций. |
30.12 |
2 |
27. |
Знаки
приоритета. Показ презентаций. |
04.01 |
2 |
28. |
Знаки сервиса. Показ презентаций. |
06.01 |
2 |
29. |
Знаки сервиса. Дополнительной
информации. Показ презентаций. |
11.01 |
2 |
30. |
Знаки
дополнительной информации Элементы фигурного вождения. «ДДД»
№8-2011.- с4. |
13.01 |
2 |
31. |
Правила
ГАИ-правила твои». «ДДД»№ 16-2008 -.с.5 Ожоги. Обморожения.
Первая помощь. |
18.01 |
2 |
32. |
Если
из раны идет кровь… Носовое кровотечение. Транспортировка пострадавших |
20.01 |
2 |
33. |
Травмы головы, грудной клетки,
живота. Шок. Обморок. |
25.01 |
2 |
34. |
Переломы.
Правила наложения резинового жгута. Практическое занятие по
оказанию первой помощи |
27.01 |
2 |
35. |
Виды
и техника наложения повязок. Практическое
занятие по оказанию первой помощи |
01.02 |
2 |
36. |
Практическое
занятие по оказанию первой помощи. Изучение схемы расположения
препятствий |
03.02 |
2 |
37. |
Подготовка
к театрализованному представлению «Веселый светофорик Вини
Пуха» |
08.02 |
2 |
38. |
Подготовка
к театрализованному представлению «Веселый светофорик «
Вини Пуха» |
10.02 |
2 |
39. |
«Веселый
светофорик Вини Пуха. Игра «Перекресток». Выступление перед
учащимися начальных классов. |
15.02 |
2 |
40. |
Игра «Перекресток».Тестирование на
компьютере. |
17.02 |
2 |
41. |
Проведение игр, придуманные с
детьми. |
22.02 |
2 |
42. |
Подготовка
к конкурсу «Безопасное колесо» |
24.02 |
2 |
43. |
Подготовка к конкурсу «Безопасное
колесо» |
01.03 |
2 |
44. |
Подготовка
к конкурсу «Безопасное колесо». Изучение препятствия змейки |
03.03 |
2 |
45. |
Изучение
препятствия восьмерки. Понятие «страхование», «страхователь»,
«страховой случай», «страховщик». |
08.03 |
2 |
46. |
Изучение
препятствия качели. Встреча с Волковой Галиной страховым агентом |
10.03 |
2 |
47. |
Изучение
препятствия перестановки предмета. Виды, формы, отрасли страхования. |
15.03 |
2 |
48. |
Изучение препятствия слалом. Крупные
страховые компании. |
17.03 |
2 |
49. |
Изучение
препятствия рельсы «Желоб». Страховой полис. |
22.03 |
2 |
50. |
Изучение
препятствия ворота с подвижными стойками. Договор по страхованию |
24.03 |
2 |
51. |
Изучение препятствия скачок.
Страхование от несчастных случаев. |
29.03 |
2 |
52. |
Изучение
препятствия коридор из коротких досок. Страхование автогражданской
ответственности |
31.03 |
2 |
53. |
Подготовка агитбригад по ПДД. Игра
«Умелый пешеход» |
05.04 |
2 |
54. |
Подготовка агитбригад по ПДД. |
07.04 |
2 |
55. |
Подготовка агитбригад по ПДД. |
12.04 |
2 |
56. |
Участие
в конкурсе по ПДД. |
14.04 |
2 |
57. |
Участие в конкурсе по ПДД. |
19.04 |
2 |
58. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
21.04 |
2 |
59. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
26.04 |
2 |
60. |
Фигурное вождение на велосипеде с разными
препятствиями |
28.04 |
2 |
61. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
30.04 |
2 |
62. |
Фигурное
вождение на велосипеде с разными препятствиями |
03.05 |
2 |
63. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
05.05 |
2 |
64. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями. |
08.05 |
2 |
65. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
10.05 |
2 |
66. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
12.05 |
2 |
67. |
Фигурное вождение на велосипеде с
разными препятствиями |
15.05 |
2 |
68. |
Фигурное
вождение на велосипеде с разными препятствиями |
17.05 |
2 |
69. |
Участие на районном конкурсе
«Безопасное колесо» |
19.05 |
2 |
70. |
Вопросы и
ответы по ситуациям на дорогах. |
24.05 |
2 |
71. |
Вопросы и ответы по ПДД |
26.05 |
2 |
72. |
Проверочная работа. Подведение
итогов. |
29.05 |
2 |
|
Всего: |
|
144 |
Использованная
литература
1.
Абрамова Г. С. Возрастная психология.
— М., 2000.
2. Белоусов
В. Пленники добрых знаков. — Ставрополь : Кн. изд-во, 1976.
3. Богданова
Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. —
Роспедагентство, 1994.
4. Воспитание
личности в коллективе — М. : Центр «Педагогический поиск», 2000.
5. Воспитательная
работа в школе : пособие для директоров и педагоговобщеобразовательных
учреждений. — М.: Школьная пресса, 2002.
6. ГАИ
60 лет. История, воспоминания, очерки. — М. : Объединенная редакция МВД России, 1996.
7. Дети
и дорога: методический комплект для учителей. — М., 1994.
8. Зайцева
О. В., Карпова Е. В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное
пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
9. Иванов
И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
10. Козлов
В. В. и др. Психотехнологии развития ребенка в условиях оздо-
ровительно-образовательных учреждений. — М., 1999.
11.
Комментарий к Правилам дорожного
движения РФ. - М.: За рулем, 2002.
12. Котик
М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. —М.: Транспорт, 1990.
13.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. —
М.: Айрис-Пресс, 2000.
14. Маслова
Н. Ф. и др. Познай себя. Диагностические методики самопознания. - Ставрополь :
Изд-во СКИУУ, 1995.
15. Методические
рекомендации по организации работы юных инспекторов движения в Ростовской
области. - Ростов н/Д, 2001.
16.
Методические рекомендации по обучению
учащихся 10, 11 классов в Ростовской области. — Ростов н/Д, 2002.
17.
О символах, ритуалах, атрибутах и
традициях детской организации // Проблемы школьного воспитания №2/2001