Рабочая программа «Первые шаги в программировании»

 

Муниципальное бюджетное   учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Батыревского района Чувашской Республики

 

 

 

Протокол №1

педагогического совета от

«02» сентября 2022 г.

 

Утверждено приказом директора

       

    №25 от  02.09.2022 г.

 

 




Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)   программа

учебного объединения

«Первые шаги в программировании»

 

Направленность:  техническое

Для детей от  11 до  13 лет

Срок реализации –  1  год


                                                                              Автор: педагог дополнительного образования

                                                                                                Сагунева Наталия Васильевна                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Батырево

2022 г.

 

Введение

Можно ли научиться программировать играя? Оказывается, можно. Американские ученые, задумывая новую учебную среду для обучения учащихся программированию, стремились к тому, чтобы она была понятна любому ребенку, умеющему читать.

Название «Scratch» в переводе с английского имеет несколько значений. Это и царапина, которую оставляет Котенок - символ программы, и каракули, символизирующие первый, еще неуклюжий самостоятельный опыт, и линия старта. Со Scratch удобно стартовать. Сами разработчики характеризуют программу так: «Scratch предлагает низкий пол (легко начинать), высокий потолок (возможность создавать сложные проекты) и широкие стены (поддержка большого многообразия проектов)».

Подобно тому, как дети только-только начинающие говорить, учатся складывать из отдельных слов фразы, и Scratch обучает из отдельных кирпичиков-команд собирать целые программы.

Scratch приятен «на ощупь». Его блоки, легко соединяемые друг с другом и так же легко, если надо, разбираемые, сделаны явно из пластичных материалов. Они могут многократно растягиваться и снова ужиматься без намека на изнашиваемость. Scratch зовет к экспериментам! Важной особенностью этой среды является то, что в ней принципиально невозможно создать неработающую программу.

В Scratch можно сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманные персонажи, создавать презентации, игры, в том числе и интерактивные, исследовать параметрические зависимости.

Любой персонаж в среде Scratch может выполнять параллельно несколько действий – двигаться, поворачиваться, изменять цвет, форму и.т.д.; благодаря чему юные скретчисты учатся осмысливать любое сложное действие как совокупность простых. В результате они не только осваивают базовые концепции программирования (циклы, ветвления, логические операторы, случайные числа, переменные, массивы), которые пригодятся им при изучении более сложных языков, но и знакомятся с полным циклом решения задач, начиная с этапа описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой программы.

Scratch легко перекидывает мостик между программированием и другими школьными науками. Так возникают межпредметные проекты. Они помогут сделать наглядными понятия отрицательных чисел и координат, уравнения плоских фигур, изучаемых на уроках математики. В них оживут исторические события и географические карты. А тесты по любым предметам сделают процесс обучения веселым и азартным.

Scratch хорош как нечто необязательное в  обучении детей, но оттого и более привлекательное, ведь, как известно, именно необязательные вещи делают нашу жизнь столь разнообразной и интересной!

Scratch – свободно распространяемая программа. Она одинаково хорошо устанавливается и в Windows, и в Ubuntu, и в Macintosh.

Scratch создали американцы Митч Резник и Алан Кей. На русский язык программа переведена доцентом Нижегородского университета Евгением Патаракиным.

Некоторые отличительные особенности программы: 

1. Проектный подход. В процессе обучения происходит воспитание культуры проектной деятельности, раскрываются и осваиваются основные шаги по разработке и созданию проекта.

2. Межпредметность. В программе прослеживается тесная взаимосвязь с математикой, физикой, географией, русским языком, музыкой и другими предметами школьного цикла. Знания, полученные на других предметах, логичным образом могут быть использованы при разработке проектов.

3. Пропедевтика. Через разработку проектов учащиеся получают знания, обозначенные в программах старших классов. Так, например, осваиваются основные алгоритмические конструкции (информатика), понятие координатной плоскости (математика) и т.п.

4. Вариативность. Учащиеся с достаточной степенью свободы и самостоятельности могут выбирать темы проектов.

5. Коммуникация.Программой предусмотрена работа в командах, парах, использование возможностей сетевого сообщества для взаимодействия. Обязательное условие - публичная презентация и защита проектов.

 

Пояснительная записка

          Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; при решении практических и жизненных задач. Программа строится на использовании среды Scratch при обучении детей,что позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.

Актуальностьпрограммы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования.

Новизна программы заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу по программированию практически значимой для современного учащегося, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что изучая программирование в среде Scratch, у учащихся формируется не только логическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа; создаются условия для активного, поискового учения, предоставляются широкие возможности для разнообразного программирования.

Цель программы  - воспитание творческой личности, обогащенной общетехническими знаниями и умениями, развитие индивидуальных творческих способностей, интереса к науке и технике.

Задачи программы:         

Обучающие:

·              овладеть навыками составления алгоритмов;

·              изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;

·              сформировать представление о профессии «программист»;

·              сформировать навыки разработки программ;

·              познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;

·              сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.

Развивающие:

·              способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;

·              развивать внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;

·              развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;

·              развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Воспитательные:

·              формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;

·              развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;

·              формировать умение демонстрировать результаты своей работы.

 

Принципы обучения, реализуемые программой:

·              сознательности;

·              наглядности;

·              доступности;    

·              связи теории с практикой;

·              творческой активности.

Важным условием развития творческого и познавательного интереса учащегося является индивидуальный подход к нему в процессе  обучения.

 

Организация образовательного процесса

Срок реализациипрограммы «Первые шаги в программировании» - 1 год.

Рекомендуемый возраст детей: 9-11 лет.

На программу  1 года обучения отводится 144 часа.

Режим занятий:

-  2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп:

- в группе 1 года обучения – 12-15 человек.

 

В данной программе используется индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы.

Содержание практических занятий ориентировано не только на овладение учащимися навыками программирования, но и на подготовку их как грамотных пользователей ПК; формированию навыков участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах, умений успешно использовать навыки сетевого взаимодействия.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные и метапредметные результаты

освоения дополнительнойобщеобразовательной

(общеразвивающей)  программы

Личностные:

·        широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

·        готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

·        интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

·        способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

·        готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной;

·        владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

·        планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

·        прогнозирование – предвосхищение результата;

·        контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

·        коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

·        оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

·        владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

·        поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

·        структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных;

·        умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

·        умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч;

·        умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

·        овладение понятиями класс, объект, обработка событий;

·        умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

·        умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч;

·        способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·        способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Метапредметные:

·        владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

·        планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

·        прогнозирование – предвосхищение результата;

·        контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

·        коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

·        оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

·        владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

·        поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

·        структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·        владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

·        умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

·        умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

·        использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

Проверка результативности

     Знания, умения, навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю, с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. 

      Формами педагогического контроля могут быть:  итоговые занятия один раз в  полугодие, контрольные задания, тематические выставки, устный опрос, тестирование, которые способствуют поддержанию интереса к работе, направляют учащихся к достижению более высоких вершин творчества.

 

Аттестация учащихся:

·        начальная аттестация (октябрь);

·        промежуточная аттестация (декабрь);

·        промежуточная аттестация (май).

При наборе учащихся в объединение по интересам проводится начальная аттестация, в ходе которой педагог проводит устный опрос и практическая работа, по результатам которого узнает уровень подготовки учащихся к занятиям.

Формы промежуточной аттестации: теоретическая часть письменный опрос,практическая часть - практическая работа.

Письменный опрос состоит из перечня вопросов по содержанию разделов программы, каждому из учащихся предлагается ответить письменно на 7 вопросов. Практическая работа предполагает задания по пройденномуматериалу.

Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – учащиесядолжны знать правила техники безопасности при работе, грамотно излагать программный материал, знать основные блоки команд, уметь выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления и повторения и уметь самостоятельно создавать и выполнять программы для решения алгоритмических задач в программе Scratch.

Средний уровень – учащиесядолжнызнать основные блоки команд, уметь выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления и повторения, грамотно и по существу излагать программный материал, не допуская существенных неточностей в ответе.

Низкий уровень – учащиеся не знают значительной части материала, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями выполняют практические задания.

При обработке результатов учитываются критерии для выставления уровней:

Высокий уровеньвыполнение 100% - 70% заданий;

Средний уровень выполнение от 50% до 70% заданий;

Низкий уровень - выполнение менее 50% заданий.

                                  

 

 

 

                                  

 

                                   Учебный план

1 год обучения

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1 год

1.           

Вводное занятие

2

2.           

Аттестация

6

3.           

Знакомство со Scratch

4

4.           

Знакомство с эффектами

6

5.           

Знакомство с отрицательными числами

6

6.           

Знакомство с пером

4

7.           

Циклы

12

8.           

Условный блок

8

9.           

Знакомство с координатами X и Y

6

10.        

Творческий блок. Создание мультфильмов и игр

66

11.        

Подготовка к конкурсам и выставкам

4

12.        

Знакомство с переменными

10

13.        

Итоговый годовой проект

8

14.        

Итоговое занятие

2

Итого:

144

 

Учебно - тематический план

1 год обучения

 

№ п/п

Разделы программы

 и темы учебных занятий

Количество часов

 

теория

практика

всего

 

1.   

Вводное занятие

1

1

2

 

2.   

Аттестация

3

3

6

 

3.   

Знакомство со Scratch.

2

2

4

 

4.   

Знакомство с эффектами

3

3

6

 

5.   

Знакомство с отрицательными числами

3

3

6

 

6.   

Знакомство с пером

2

2

4

 

7.   

Циклы

6

6

12

 

8.   

Условный блок

4

4

8

 

9.   

Знакомство с координатами X и Y

3

3

6

 

10.    

Творческий блок. Создание мультфильмов и игр.

33

33

66

 

11.    

Подготовка к конкурсам и выставкам

2

2

4

 

12.    

Знакомство с переменными

5

5

10

 

13.    

Итоговый годовой проект.

4

4

8

 

14.    

Итоговое занятие

1

1

2

 

Итого:

72

72

144

 

Содержание программы

1 год обучения

 

1.Вводное занятие – 2 часа

Теория:Техника безопасности в компьютерном кабинете. Компьютеры в жизни человека. Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

Практическая работа: Практическая работа на ПК.

Формы занятий: беседа, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютеры.

 

2. Аттестация – 6 часов

Теория:Вопросы для аттестации учащихся.

Практическая работа: Практическая работа на ПК.

Формы занятий:беседа, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение:словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютеры.

 

3. Знакомство со Scratch – 4 часа.

Теоретические знания: Техника безопасности в компьютерном классе. Алгоритмизация в жизни человека. Знакомство с интерфейсом визуального языка программирования Scratch.

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Автомобиль».

 

4. Знакомство с эффектами – 6 часов.

Теоретические знания: Блок Внешность. Основные возможности. Назначение и снятие эффекта на спрайт. Изучение эффектов рыбьего глаза (раздутие) и Эффекта завихрения. Изменение внешнего вида спрайтов при помощи эффектов.

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа.

 

5. Знакомство с отрицательными числами – 6 часов.

Теоретические знания: Работа с отрицательными числами в скриптах. Исследование изменения движения спрайтов при положительных и отрицательных числах.

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Привидение»

 

6. Знакомство с пером – 4 часа.

Теоретические знания: Блок Перо. Назначение и основные возможности. Создание графических объектов при помощи пера.

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Рисуем объекты»

 

7. Циклы – 12 часов.

Теоретические знания: Блок Управление. Назначение и основные возможности. Циклы и отрицательные числа.Движение спрайтов при помощи циклов

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Автоматическая печать».

 

8. Условный блок – 8 часов.

Теоретические знания: Блоки Условие и Сенсоры. Назначение и основные возможности.

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Погоня»

 

9. Знакомство с координатами X и Y – 6 часов.

Теоретические знания: Блоки Движение, Условие и Операторы. Создание гибкого управления перемещения спрайтов. Создание графических объектов по координатам

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Погоня»

10. Творческий блок. Создание мультфильмов и игр – 66 часов.

Теоретические знания: Разработка моделей игр и мультфильмов на основе изученного материала

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проекты

 

11. Подготовка к конкурсам и выставкам - 4 часа

Теория:Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта.

Практическая работа: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютеры.

 

12. Знакомство с переменными – 10 часов.

Теоретические знания: Назначение переменных. Создание переменных. Использование переменных для создания игры

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Проект «Отгадай число»

13. Итоговый годовой проект –8 часов.

Теоретические знания: Разработка плана игры по заданной теме. Создание программного кода для спрайтов.

Практическая работа:Практическая работа на ПК.

Форма проведения занятий: беседа, демонстрация, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, доска.

Формы подведения итогов: обобщающая беседа. Итоговый годовой проект

14. Итоговое занятие – 2 часа

Теория:Подведение итогов работы объединения за год. Организация выставкилучших работ.  Поощрение актива.

Практическая работа: Практическая работа на ПК, подготовка работ к итоговой выставке.

Формы занятий:беседа, итоговая выставка.

Методическое обеспечение:техническое оснащение – компьютеры, проектор.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используются следующиеметоды обучения:

- поисточнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.

- поспособу организациипознавательной деятельности:

ü    развивающее обучение (проблемный, проектный, творческий, частично-поисковый, исследовательский, программированный);

ü дифференцированное обучение (уровневые, индивидуальные задания).

ü    игровые методы (конкурсы, игры-конструкторы, турниры с использованием мультимедиа, дидактические).

Средства обучения:

- дидактические материалы (опорные конспекты, проекты примеры, раздаточный материал для практических работ).

- методические разработки (презентации, видеоуроки,flash-ролики).

- сетевые ресурсыScratch.

- видеохостингYoutub(видеоуроки «работа в средеScratch»).

- учебно-тематический план.

Материально-техническое обеспечение программы

 

Аппаратное обеспечение:

Процессор не нижеPentium II

Оперативная память не менее 512 Мб

Дисковое пространство не меньше 800 Мб

Монитор с 16-битной видеокартой

Разрешение монитора не ниже 800х600

 

Программное обеспечение:

Операционная система:Windows7 илиWindows8

Open Office

Компьютерные программы:Scrath

 


 

Список литературы:

1. Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009.

2. «Пропедевтика идей параллельного программирования в средней школе при помощи среды Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова.

3. «Ранее обучение программирование в среде Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова.

4. Голиков Д.И. «Scratch для юных программистов», «БХВ-Петербург», Санкт-Петербург, 2017.

 

Интернет – ресурсы:

1. Trening.self-promo.ru (Дистанционный курс в поддержку ОП «Школа

программирования»);

2. Попова О.В., учебное пособие по информатике -

http://inf777.narod.ru/inf_posobie_popova/inf_posobie_popova.htm

3. Электронная библиотека книг по информатике -

http://www.book.ru/cat/173

4. Сборник пособий по информатике -

http://www.twirpx.com/files/informatics/newbie

5. М.А.Беляев, и др. «Основы информатики» -

http://www.vuithelp.ru/files/538.html

6. scratch.mit.edu — официальный сайт Скретч (язык программирования)

7. ScratchED (англ.). Гарвардский университет. — Глобальное сообщество

учителей Скретч.