Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского
района Чувашской Республики
Протокол
№1 педагогического
совета от «02»
сентября 2022 г.
|
Утверждено приказом директора
№25 от 02.09.2022 г.
|
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
учебного объединения
«Первые шаги в программировании»
Направленность: техническое
Для детей от 11
до 13 лет
Срок реализации – 1 год
Автор: педагог дополнительного образования
Сагунева Наталия Васильевна
с.Батырево
2022 г.
Введение
Можно ли научиться программировать играя?
Оказывается, можно. Американские ученые, задумывая новую учебную среду для
обучения учащихся программированию, стремились к тому, чтобы она была понятна
любому ребенку, умеющему читать.
Название «Scratch» в переводе с
английского имеет несколько значений. Это и царапина, которую оставляет Котенок
- символ программы, и каракули, символизирующие первый, еще неуклюжий
самостоятельный опыт, и линия старта. Со Scratch удобно стартовать. Сами разработчики
характеризуют программу так: «Scratch предлагает низкий пол (легко начинать),
высокий потолок (возможность создавать сложные проекты) и широкие стены
(поддержка большого многообразия проектов)».
Подобно тому, как дети только-только
начинающие говорить, учатся складывать из отдельных слов фразы, и Scratch
обучает из отдельных кирпичиков-команд собирать целые программы.
Scratch приятен «на ощупь». Его блоки,
легко соединяемые друг с другом и так же легко, если надо, разбираемые, сделаны
явно из пластичных материалов. Они могут многократно растягиваться и снова
ужиматься без намека на изнашиваемость. Scratch зовет к экспериментам! Важной
особенностью этой среды является то, что в ней принципиально невозможно создать
неработающую программу.
В Scratch можно сочинять истории, рисовать
и оживлять на экране придуманные персонажи, создавать презентации, игры, в том
числе и интерактивные, исследовать параметрические зависимости.
Любой персонаж в среде Scratch может
выполнять параллельно несколько действий – двигаться, поворачиваться, изменять
цвет, форму и.т.д.; благодаря чему юные скретчисты учатся осмысливать любое
сложное действие как совокупность простых. В результате они не только осваивают
базовые концепции программирования (циклы, ветвления, логические операторы,
случайные числа, переменные, массивы), которые пригодятся им при изучении более
сложных языков, но и знакомятся с полным циклом решения задач, начиная с этапа
описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой программы.
Scratch легко перекидывает мостик между
программированием и другими школьными науками. Так возникают межпредметные
проекты. Они помогут сделать наглядными понятия отрицательных чисел и
координат, уравнения плоских фигур, изучаемых на уроках математики. В них
оживут исторические события и географические карты. А тесты по любым предметам
сделают процесс обучения веселым и азартным.
Scratch хорош как нечто необязательное в обучении детей, но оттого и более
привлекательное, ведь, как известно, именно необязательные вещи делают нашу
жизнь столь разнообразной и интересной!
Scratch – свободно распространяемая
программа. Она одинаково хорошо устанавливается и в Windows, и в Ubuntu, и в
Macintosh.
Scratch создали американцы Митч Резник и
Алан Кей. На русский язык программа переведена доцентом Нижегородского
университета Евгением Патаракиным.
Некоторые
отличительные особенности программы:
1. Проектный
подход. В процессе обучения происходит воспитание культуры проектной
деятельности, раскрываются и осваиваются основные шаги по разработке и созданию
проекта.
2. Межпредметность.
В программе прослеживается тесная взаимосвязь с математикой, физикой,
географией, русским языком, музыкой и другими предметами школьного цикла.
Знания, полученные на других предметах, логичным образом могут быть
использованы при разработке проектов.
3. Пропедевтика.
Через разработку проектов учащиеся получают знания, обозначенные в программах
старших классов. Так, например, осваиваются основные алгоритмические
конструкции (информатика), понятие координатной плоскости (математика) и т.п.
4. Вариативность.
Учащиеся с достаточной степенью свободы и самостоятельности могут выбирать темы
проектов.
5. Коммуникация.Программой
предусмотрена работа в командах, парах, использование возможностей сетевого
сообщества для взаимодействия. Обязательное условие - публичная презентация и
защита проектов.
Пояснительная записка
Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся
заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми
им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом
информации; при решении практических и жизненных задач. Программа строится на
использовании среды Scratch при обучении детей,что позволяет создавать
собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.
Актуальностьпрограммы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch
позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает
всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда
Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию
программирования.
Новизна
программы заключается в том, что Scratch не просто
язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий
визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и
увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе
мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу
по программированию практически значимой для современного учащегося, т.к. дает
возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет
способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.
Педагогическая
целесообразность данной программы состоит в том, что изучая
программирование в среде Scratch, у учащихся формируется не только логическое
мышление, но и навыки работы с мультимедиа; создаются условия для активного,
поискового учения, предоставляются широкие возможности для разнообразного
программирования.
Цель программы - воспитание
творческой личности, обогащенной общетехническими знаниями и умениями, развитие
индивидуальных творческих способностей, интереса к науке и технике.
Задачи программы:
Обучающие:
·
овладеть
навыками составления алгоритмов;
·
изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
·
сформировать
представление о профессии «программист»;
·
сформировать навыки разработки программ;
·
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
·
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов,
интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных
презентаций.
Развивающие:
·
способствовать
развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
·
развивать внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;
·
развивать
умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками
информации;
·
развивать
навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
·
формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
·
развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой
группе, коллективе;
·
формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
Принципы обучения, реализуемые
программой:
·
сознательности;
·
наглядности;
·
доступности;
·
связи теории с практикой;
·
творческой активности.
Важным условием
развития творческого и познавательного интереса учащегося является
индивидуальный подход к нему в процессе
обучения.
Организация образовательного
процесса
Срок реализациипрограммы
«Первые шаги в программировании» - 1 год.
Рекомендуемый возраст детей: 9-11 лет.
На
программу 1 года обучения отводится
144 часа.
Режим занятий:
- 2 раза в неделю по 2 часа.
Наполняемость групп:
- в группе 1
года обучения – 12-15 человек.
В данной программе используется
индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы.
Содержание
практических занятий ориентировано не только на овладение учащимися навыками
программирования, но и на подготовку их как грамотных пользователей ПК;
формированию навыков участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах, умений
успешно использовать навыки сетевого взаимодействия.
Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностные и
метапредметные результаты
освоения дополнительнойобщеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
Личностные:
·
широкие
познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет
развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
·
готовность
к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
·
интерес
к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни;
·
способность
связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
·
готовность
к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной;
·
владение
умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
·
планирование
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств;
·
прогнозирование
– предвосхищение результата;
·
контроль
– интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с
целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
·
коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки;
·
оценка
– осознание учащимся того, насколько качественно им решена
учебно-познавательная задача;
·
владение
основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы;
·
поиск
и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
·
структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных;
·
умение
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм»,
«программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
·
умение
составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями
на языке программирования Скретч;
·
умение
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
·
овладение
понятиями класс, объект, обработка событий;
·
умение
формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
·
умение
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
программе Скретч;
·
способность
к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и
критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
·
способность
и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные:
·
владение
умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
·
планирование
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств;
·
прогнозирование
– предвосхищение результата;
·
контроль
– интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с
целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
·
коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки;
·
оценка
– осознание учащимся того, насколько качественно им решена
учебно-познавательная задача;
·
владение
основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы;
·
поиск
и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
·
структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·
самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
·
владение
основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме;
·
умение
осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении проекта;
·
умение
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ;
·
использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Проверка результативности
Знания, умения, навыки, полученные на
занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю, с целью выявления
качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.
Формами педагогического контроля могут
быть: итоговые занятия один раз в полугодие, контрольные задания, тематические
выставки, устный опрос, тестирование, которые способствуют поддержанию интереса
к работе, направляют учащихся к достижению более высоких вершин творчества.
Аттестация учащихся:
·
начальная
аттестация (октябрь);
·
промежуточная
аттестация (декабрь);
·
промежуточная
аттестация (май).
При
наборе учащихся в объединение по интересам проводится начальная аттестация, в ходе которой педагог проводит устный опрос и практическая работа, по
результатам которого узнает уровень подготовки учащихся к занятиям.
Формы промежуточной аттестации: теоретическая часть – письменный
опрос,практическая часть - практическая работа.
Письменный
опрос состоит
из перечня вопросов по содержанию разделов программы, каждому из учащихся предлагается
ответить письменно на 7 вопросов. Практическая работа предполагает
задания по пройденномуматериалу.
Оценка
теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и
практике проходит по трем уровням: высокий,
средний, низкий.
Высокий уровень – учащиесядолжны знать правила
техники безопасности при работе, грамотно излагать программный материал, знать
основные блоки команд, уметь выполнять алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления и повторения и уметь самостоятельно создавать и выполнять
программы для решения алгоритмических задач в программе Scratch.
Средний уровень – учащиесядолжнызнать основные
блоки команд, уметь выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления и повторения, грамотно и по существу излагать программный материал,
не допуская существенных неточностей в ответе.
Низкий уровень – учащиеся не знают значительной
части материала, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями
выполняют практические задания.
При
обработке результатов учитываются критерии
для выставления уровней:
Высокий
уровень – выполнение 100% - 70% заданий;
Средний
уровень – выполнение от 50% до 70% заданий;
Низкий
уровень - выполнение менее 50% заданий.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п |
Разделы
программы |
Количество часов |
1 год |
||
1. |
Вводное занятие |
2 |
2. |
Аттестация |
6 |
3. |
Знакомство со Scratch |
4 |
4. |
Знакомство с эффектами |
6 |
5. |
Знакомство с отрицательными числами |
6 |
6. |
Знакомство с пером |
4 |
7. |
Циклы |
12 |
8. |
Условный блок |
8 |
9. |
Знакомство с координатами X и Y |
6 |
10. |
Творческий блок. Создание мультфильмов и
игр |
66 |
11. |
Подготовка к конкурсам и выставкам |
4 |
12. |
Знакомство с переменными |
10 |
13. |
Итоговый годовой проект |
8 |
14. |
Итоговое занятие |
2 |
Итого: |
144 |
Учебно - тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Количество часов |
|
||
теория |
практика |
всего |
|
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Аттестация |
3 |
3 |
6 |
|
3. |
Знакомство со Scratch. |
2 |
2 |
4 |
|
4. |
Знакомство с
эффектами |
3 |
3 |
6 |
|
5. |
Знакомство с
отрицательными числами |
3 |
3 |
6 |
|
6. |
Знакомство с пером |
2 |
2 |
4 |
|
7. |
Циклы |
6 |
6 |
12 |
|
8. |
Условный блок |
4 |
4 |
8 |
|
9. |
Знакомство с
координатами X и Y |
3 |
3 |
6 |
|
10. |
Творческий блок.
Создание мультфильмов и игр. |
33 |
33 |
66 |
|
11. |
Подготовка к
конкурсам и выставкам |
2 |
2 |
4 |
|
12. |
Знакомство с
переменными |
5 |
5 |
10 |
|
13. |
Итоговый годовой
проект. |
4 |
4 |
8 |
|
14. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
2 |
|
Итого: |
72 |
72 |
144 |
Содержание
программы
1 год обучения
1.Вводное занятие – 2 часа
Теория:Техника безопасности в компьютерном кабинете.
Компьютеры в жизни человека. Классификация компьютеров по функциональным
возможностям.
Практическая
работа: Практическая
работа на ПК.
Формы занятий: беседа, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический
методы, техническое оснащение - компьютеры.
2. Аттестация – 6
часов
Теория:Вопросы для аттестации учащихся.
Практическая работа: Практическая
работа на ПК.
Формы занятий:беседа, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение:словесный,
наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютеры.
3. Знакомство со Scratch – 4 часа.
Теоретические знания: Техника безопасности
в компьютерном классе. Алгоритмизация в жизни человека. Знакомство с
интерфейсом визуального языка программирования Scratch.
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Автомобиль».
4. Знакомство с
эффектами – 6 часов.
Теоретические знания: Блок Внешность. Основные возможности.
Назначение и снятие эффекта на спрайт. Изучение эффектов рыбьего глаза
(раздутие) и Эффекта завихрения. Изменение внешнего вида спрайтов при помощи
эффектов.
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа.
5. Знакомство с
отрицательными числами – 6 часов.
Теоретические знания: Работа с отрицательными числами в
скриптах. Исследование изменения движения спрайтов при положительных и
отрицательных числах.
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Привидение»
6. Знакомство с пером –
4 часа.
Теоретические знания: Блок Перо. Назначение и основные
возможности. Создание графических объектов при
помощи пера.
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Рисуем объекты»
7. Циклы –
12 часов.
Теоретические знания: Блок Управление. Назначение и
основные возможности. Циклы и отрицательные числа.Движение спрайтов при помощи
циклов
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Автоматическая печать».
8. Условный блок –
8 часов.
Теоретические знания: Блоки Условие и Сенсоры. Назначение
и основные возможности.
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Погоня»
9. Знакомство с
координатами X и Y –
6 часов.
Теоретические знания: Блоки Движение, Условие и
Операторы. Создание гибкого управления перемещения спрайтов. Создание
графических объектов по координатам
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Погоня»
10. Творческий блок.
Создание мультфильмов и игр – 66 часов.
Теоретические знания: Разработка моделей игр и
мультфильмов на основе изученного материала
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проекты
11.
Подготовка к конкурсам и выставкам - 4 часа
Теория:Выбор темы
проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для
выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи
выполнения проекта.
Практическая
работа: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов,
раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка
необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта.
Формы
занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое
обеспечение: словесный, наглядный, практический методы,
техническое оснащение - компьютеры.
12. Знакомство с
переменными – 10 часов.
Теоретические знания: Назначение переменных. Создание
переменных. Использование переменных для создания игры
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Проект
«Отгадай число»
13. Итоговый годовой
проект –8 часов.
Теоретические знания: Разработка плана игры по заданной
теме. Создание
программного кода для спрайтов.
Практическая работа:Практическая работа на ПК.
Форма
проведения занятий: беседа,
демонстрация, практическая работа.
Методическое
обеспечение:
план-конспект
Материалы и
инструменты: компьютер, проектор, доска.
Формы
подведения итогов: обобщающая беседа. Итоговый
годовой проект
14. Итоговое занятие – 2 часа
Теория:Подведение итогов
работы объединения за год. Организация выставкилучших работ. Поощрение актива.
Практическая работа: Практическая работа
на ПК, подготовка работ к итоговой выставке.
Формы занятий:беседа, итоговая выставка.
Методическое обеспечение:техническое оснащение – компьютеры, проектор.
Методическое
обеспечение программы
Для реализации программы используются следующиеметоды обучения:
- поисточнику полученных знаний:
словесные, наглядные, практические.
- поспособу организациипознавательной
деятельности:
ü развивающее
обучение (проблемный, проектный, творческий, частично-поисковый,
исследовательский, программированный);
ü
дифференцированное обучение (уровневые, индивидуальные задания).
ü игровые методы
(конкурсы, игры-конструкторы, турниры с использованием мультимедиа,
дидактические).
Средства обучения:
- дидактические
материалы (опорные конспекты, проекты примеры, раздаточный материал для
практических работ).
- методические
разработки (презентации, видеоуроки,flash-ролики).
- сетевые
ресурсыScratch.
- видеохостингYoutub(видеоуроки
«работа в средеScratch»).
- учебно-тематический
план.
Материально-техническое
обеспечение программы
Аппаратное обеспечение:
Процессор
не нижеPentium II
Оперативная
память не менее 512 Мб
Дисковое
пространство не меньше 800 Мб
Монитор с
16-битной видеокартой
Разрешение
монитора не ниже 800х600
Программное обеспечение:
Операционная
система:Windows7 илиWindows8
Open
Office
Компьютерные
программы:Scrath
Список литературы:
1. Рындак
В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная
деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб.
гос. ин-т. менеджмента, 2009.
2. «Пропедевтика
идей параллельного программирования в средней школе при помощи среды Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер,
Л.В. Денисова.
3. «Ранее
обучение программирование в среде Scratch»,
В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова.
4. Голиков
Д.И. «Scratch для юных программистов», «БХВ-Петербург»,
Санкт-Петербург, 2017.
Интернет – ресурсы:
1.
Trening.self-promo.ru (Дистанционный курс в поддержку ОП «Школа
программирования»);
2. Попова
О.В., учебное пособие по информатике -
http://inf777.narod.ru/inf_posobie_popova/inf_posobie_popova.htm
3.
Электронная библиотека книг по информатике -
http://www.book.ru/cat/173
4. Сборник
пособий по информатике -
http://www.twirpx.com/files/informatics/newbie
5.
М.А.Беляев, и др. «Основы информатики» -
http://www.vuithelp.ru/files/538.html
6.
scratch.mit.edu — официальный сайт Скретч (язык программирования)
7.
ScratchED (англ.). Гарвардский университет. — Глобальное сообщество
учителей
Скретч.