Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского
района Чувашской Республики
Протокол №1 педагогического совета от
«02»
сентября 2022 г.
Утверждено приказом
директора №25
от 02.09.2022г
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа учебного объединения
«Конструирование и моделирование одежды»
Направленность: техническое
Для детей
от 10 до 15 лет.
Срок реализации – 2 года
Автор: педагог дополнительного образования
Попова Светлана Олеговна
с.Батырево
2022 г.
Пояснительная
записка
Дополнительная
общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование одежды» относится к
техническому направлению реализации дополнительного образования детей.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Концепция программы. Моделирование
одежды, являясь одним из видов декоративно- прикладного творчества, более всех
других видов искусств связано с человеческой жизнью.
Костюм – один из элементов мировой и
национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: природные
условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа,
его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе,
архитектура и др.
В программе изучается исторический и
культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного
творчества, включая знакомство с русскими традициями и культурно-национальными
особенностями Москвы. Знакомство с историческим и народным костюмом
способствует приобщению воспитанников к достижениям мировой культуры, помогает
лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с русским костюмом, его
символикой, образным решением, пластикой, а также изучение обрядов и традиций,
связанных с костюмом, помогает детям глубже понять и почувствовать свое место и
значение в ряду других народов, свои национальные особенности, ощутить
преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе
жизни.
В современном, быстро меняющемся мире
возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и
культурой, трудом и искусством. Если нам, живущим на Российской земле, не чтить
и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки,
необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Костюм
является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной
культуры и искусства предыдущих поколений. Изучение истории костюма – это
возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом.
Рабочая программа «Конструирование и
моделирование одежды» построена на взаимодействии общего и дополнительного
образования и способствует адаптации детей к постоянно меняющимся
социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в
современном мире, профессиональному самоопределению.
Актуальность.
Сегодня недостаточно дать детям только
определённую сумму знаний – ведь им предстоит трудиться в стремительно
обновляющемся мире. И необходимо с первых школьных лет прививать подрастающему
поколению трудолюбие и умение творчески мыслить.
Актуальность
этой программы
заключается в том, что незаслуженно утраченный интерес к изготовлению одежды и
различным видам декоративно – прикладного творчества в последние годы стал
возрождаться и снова становится увлечением многих людей. В современных условиях
в некоторых семьях это является дополнительным источником пополнения бюджета
семьи. Приобщение детей к различным видам работ – это и подготовка к будущей
семейной жизни. Ведь основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны
каждому человеку.
Новизна и оригинальность данной
программы заключается в том, что она предлагает познакомить детей с историей
костюма и моды, через декоративно-прикладное творчество и создание швейных
изделий. Программа направлена на развитие природных задатков, на реализацию
интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных
способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний,
умений и навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса,
а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Принципиальным
является то, что занятия в кружке направлены
на:
□
создание условий для развития личности ребенка;
□
развитие мотивации личности ребенка к
познанию и творчеству;
□
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
□
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
□ творческой самореализации личности ребенка, его
интеграции в системе мировой и отечественной
культуры;
□ целостность процесса психического и физического, умственного
и духовного развития личности ребенка.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
детей умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
•
Непрерывность дополнительного
образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития
индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе дополнительного образования;
• Системность
организации учебно-воспитательного процесса
Программа объединения
составлена на основе примерной программы для внешкольных заведений и
общеобразовательных школ «Конструирование и моделирование
одежды» М., Просвещение 1986г. и
образовательной программой дополнительного образования детей «Костюм – язык
социального общения» сост. Л.А. Столпакова.
Условия
реализации программы
Программа составлена с учетом
возрастных особенностей детей в возрасте от 10 до 15 лет. Обучение рассчитано
на 2 года обучения по 144 часа в год. Курс обучения включает в себя
теоретическую часть и практическую работу.
При разработке данного курса ставилась
цель осуществить ее преемственность с действующей программой базисного учебного
плана в образовательной области
«Технология», что позволяет в
максимальной степени использовать учащимися опыт, учебную базу мастерской по
обработке ткани и имеющиеся в ней средства обучения и тенденцию ее развития.
Программа предусматривает два года
обучения. Первый год – приобретение основных знаний, умений и навыков рассчитан
на детей 10 -12 лет, которые имеют элементарные навыки шитья и основываются на
знаниях, полученных на уроках «Технологии». Второй год - закрепление,
углубление и расширение знаний полученных на первом году
обучения в данном кружке. Большое внимание уделяется развитию
творческого мышления, воспитание художественного вкуса, эстетического видения
действительности. У подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость,
способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для
освоения программы.
Программа является вариативной.
Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические
занятия новыми приёмами практического исполнения.
Данная программа ориентирована на
изучение и использование народных традиций при моделировании одежды. Вся работа
в объединении тесно связана с народным искусством, поэтому дети знакомятся с
историей народного костюма, национальными традициями,
народными промыслами. Программа
дополнена разделами об историческом костюме, народном костюме, о современных
направлениях моды, о способах конструирования и моделирования одежды, об
изучении технологий ручной и машинной обработки тканей. Дети, прошедшие полный
курс обучения по программе, должны свободно ориентироваться в многообразии
исторической одежды, в истории моды, воплощать теоретические знания в
прикладном творчестве: выполнять эскизы костюмов. Как итог обучения –
изготовление и показ собственного костюма или
коллекции.
По уровню освоения программа является
ознакомительной, так как способствует формированию духовного мира детей,
самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического
вкуса.
Программа способствует воспитанию
активной творческой личности, способной самостоятельно организовать трудовую
деятельность, умело использовать полученную информацию, знания, умения и
навыки. Одной из важнейших задач является формирование у детей отношение к
одежде как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.
Большое внимание в программе уделено
выработке индивидуального стиля ребенка: выбор цвета, конструкционных
материалов, соответствии материала выбранной модели, выбор моделей в
соответствии индивидуальным особенностям фигуры.
На занятиях дети осваивают навыки
конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию
образного мышление, пространственное воображение, что поможет при работе с
журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
В процессе работы с печатной
литературой по истории костюма, моды и стиля, а также с журналами «Силуэт»,
«Бурда Моден» развивается эстетический вкус детей, они знакомятся с современным
направлением подростковой и молодежной моды.
При использовании выкройки журналов,
технологии быстрого шитья сохраняется время для воплощения замыслов в готовое
изделие. У детей возникают мотивированный интерес к трудовому процессу, потому,
что за период обучения они могут сшить несколько изделий для себя и своих
близких, скомплектовать одежду и создать рациональный современный гардероб.
Знакомство с различными технологиями и
их реализация обеспечивают благоприятные условия для ведения учащихся
профориентационной работы и представляют собой образовательное поле для
выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах
деятельности
человека.
Предмет изучения программы –
моделирование одежды, если понимать моделирование широко, как процесс создания
одежды от проектирования до производства.
Программа
включает в себя несколько информационных блоков:
□
история костюма;
□
дизайн одежды;
□
история моделирования;
□
конструирование;
□
моделирование костюма;
□
технология изготовления одежды;
□
технология изготовления аксессуаров;
□
практика социального общения.
Изучение курса помогает детям не
только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в
творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.
Цель
программы – выявление
и развитие способности ребенка к творческой самореализации и самовыражению, как
в области материальной культуры, так и в социуме.
Ценности,
на которых построена программа:
□
формирование и развитие творческих
способностей учащихся;
□
удовлетворение
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и
художественно-эстетическом направлении;
□
развитие культуры труда;
□
формирование технологических знаний и
умений;
□
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни;
□
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
□
выявление, развитие и
поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
□
профессиональную ориентацию и
самоопределение детей;
□ создание и обеспечение необходимых условий для
личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда детей;
□
социализацию и адаптацию учащихся к
жизни в обществе;
Освоение
программы предполагает решение множества разноплановых задач.
1. Обучающие задачи:
□ приобрести общие представления о назначении одежды, ее
классификации и стилях; требованиях к одежде;
□
усвоить элементарные знания об истории костюма;
□ изучить размеры и пропорции человеческого тела и
приобрести умения с помощью одежды корректировать свой внешний облик;
□ изучить основы и овладеть навыками моделирования,
конструирования, технологии пошива одежды и изготовления аксессуаров к костюму;
□
приобрести умения грациозно и свободно
двигаться, демонстрируя модели одежды;
□
формировать навыки ношения и
демонстрации одежды;
□
освоить способы создания и постановки
показа коллекций одежды.
2. Развивающие задачи:
□
развивать моторные навыки, глазомер и
точность движений;
□
совершенствовать интеллектуальный
потенциал личности;
□
развивать образное мышление,
художественный вкус и чувство прекрасного;
□ оказывать помощь в выборе возможных профессий, связанных
с производством одежды и
ее популяризацией;
□
формировать правильную осанку.
3. Воспитывающие задачи:
□
вырабатывать адекватную самооценку;
□
приобщать к общечеловеческим ценностям;
□
осознавать себя частью и носителем
культуры своего народа;
□ воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение,
стремление к красоте и желание ее создавать.
4. Здоровьесберегающие задачи:
□ знать,
как влияет одежда и ткани, из которых она сшита, на здоровье человека;
□ знать
о требованиях предъявляемых к одежде;
□ соблюдать
правила безопасного труда и санитарно-гигиенических требований при изготовлении
швейных изделий, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья;
□ владеть
правилами организации рабочего места.
Отличие данной программы от школьных
программ состоит в существенно большем объеме информации, знаний, умений и
навыков, получаемых детьми; в большей вариативности способов моделирования,
конструирования и обработки изделий; в использовании новых технологий; в
индивидуальном подходе к детям
Особенность данной программы состоит во
взгляде на костюм, который рассматривается не
только
как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального
общения.
Программа
рассчитана на подростков 10-15 лет – возраст, когда ребята еще не всегда знают,
как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Дети хотят быть
красивыми и модными, и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их
внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной
программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных
портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами –
задача не менее творческая.
Данная программа
ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.
В ней предусмотрено построение
основных конструкций плечевых изделий и поясных изделий расчетно-графическим
методом, моделирование, а также использование выкройки из журналов мод и
предлагается вариативность способов их корректировки с учетом особенностей
фигуры и осанки. Используются различные методы получения нужной конструкции из
выбранной базовой; широко применяется метод наколки, который в других
программах дается ограниченно или не освещается вовсе.
В программе большое
внимание уделяется не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как
коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление
эскизов
и т.д.
Обучающиеся 10-15 лет,
как правило, имеют элементарные навыки шитья, определенные знания по истории,
основные геометрические и математические представления. Также у подростков
достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и
осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы. Программа
предназначена для девушек, но не исключает возможность обучения и юношей при
оперативной корректировке отдельных тем.
Организационно-педагогические
основы обучения
Программа предназначена для детей
средних и старших классов. Прием желающих заниматься в кружке осуществляется в
начале учебного года. Руководителем объединения проведена подготовительная
работа по привлечению
ребят к занятиям. Занятия в
объединении, как на первом, так и на втором году обучения проводятся в течение
всего учебного года один раз в неделю с учетом возрастных особенностей, режима
дня и занятости ребят в школе. Отбор в группы производится при активном желании
ребенка создавать одежду, аксессуары и интерес к данному виду деятельности. В
объединение зачисляются дети, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом
к занятиям. При зачислении в группу желательным является наличие элементарных
навыков изготовления швейных изделий. В школе изучается предмет
«Технология» с 5 класса в полном
объеме, поэтому дети имеют основные навыки работы на машине с электроприводом,
знают основы конструирования и моделирования, имеют опыт выполнения изделий
предусмотренных основной программой. Опыт показывает, что, даже если таковых
нет и первые самостоятельные опыты шитья неудачны, при большом желании дети
осваивают программу довольно
успешно.
Для
проведения занятий в школе имеется швейная мастерская, которая оснащена всем
необходимым оборудованием для выполнения поставленных задач.
Формы проведения учебных занятий
подобраны с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач
образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета. Для
качественного усвоения программы с каждым ребенком ведётся индивидуальная
работа по обработке выполнения технических
операций и приёмов.
Каждая работа наглядно показывает
возможности детей. Выбирается дифференцированный подход, все удачи поощряются,
все недочёты тактично и мягко
исправляются. В качестве формы
контроля знаний применяется опрос. В конце учебного года на итоговом занятии
каждый ребенок представляет свою творческую работу. Формами оценки качества
работы могут быть самооценка, коллективное обсуждение, мини – выставки,
творческий проект и др. Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших
работ на выставках – городских, районных, персональных. Лучшие работы
отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Программа
объединения предусматривает теоретические и практические формы занятия:
• теоретические
(беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);
•
практические (экскурсии, работа с
инструкционными картами, изготовление швейных изделий, показ моделей, защита проектов).
Работа с родителями
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Успешность воспитательного процесса
зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и
родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат
воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Формы работы с родителями:
1. Родительские
собрания. В течение года проводятся два родительских собрания. На собрании в
начале года руководитель объединения знакомит родителей с целями и задачами
объединения, структурой, содержанием, организацией объединения. К собранию
организовывается выставка творческих работ детей. Второе собрание проводится в
конце учебного года, на котором подводятся итоги года, организуется выставка,
выполненных работ за год.
2. Индивидуальные
встречи «разговор по душам».
3. День
открытых дверей, на которых знакомят родителей
4. Приглашение
родителей на школьные праздники.
Ожидаемые
результаты и способы определения их результативности
В результате изучения данного курса дети получат возможность формирования
личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами освоения
детьми являются:
• ответственное
отношение к учению, готовность и способность детей к самореализации и
самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личного
смысла изучения конструирования, моделирования и изготовления одежды;
•
становление самоопределения в
выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• планирование
образовательной и профессиональной карьеры;
• проявление
технико-технологического мышления при организации своей деятельности.
• коммуникативная
компетенция в общении, учебно-исследовательской деятельности Метапредметными результатами являются:
• способности
самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности,
планировать осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленными задачами;
•
проявление инновационного подхода к
решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;
• поиск
новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная
организация и выполнение различных творческих работ по созданию одежды;
•
приведение примеров, подбор
аргументов, формулирование выводов по обоснованию выбора технологии
изготовления изделий;
• отражение
результатов деятельности в форме защиты проекта;
•
выбор для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников ин-
формации,
включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных;
•
использование дополнительной информации
при проектировании создании одежды, имеющих личностную значимую потребительную стоимость;
•
согласование и координация совместной
познавательно-трудовой деятельности" с другими
ее
участниками;
• объективное
оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих
задач коллектива;
• диагностика
результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и
показателям;
•
обоснование путей и средств устранения
ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
•
соблюдение норм и правил культуры
труда, правил безопасности познавательно- трудовой
деятельности
и созидательного труда.
Предметными
результатами освоения детьми программы
являются: В познавательной сфере:
□
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и
создания одежды;
□
оценка технологических свойств
материалов и их применения;
□
ориентация в имеющихся и возможных
средствах и технологиях создания одежды;
□ умение использовать базовые понятия, определения,
терминологию в конструировании, моделировании, технологии изготовлении одежды;
В
трудовой сфере:
□
планирование технологического процесса;
□ подбор материалов с учетом назначения изделия, требований
к одежде, конструктивных особенностей;
□ подбор инструментов и оборудования с учетом требований
технологии и материально- энергетических ресурсов;
□ проектирование последовательности операций и составление
инструкционной карты работ;
□
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
□
соблюдение норм и
правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии
и гигиены;
□
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
□ обоснование критериев и показателей качества промежуточных
и конечных результатов труда;
□ контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов;
□
выявление допущенных
ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
□
документирование результатов труда и
проектной деятельности;
□ расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере:
□
оценивание своей
способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
□
осознание ответственности за качество
результатов труда;
□
наличие экологической культуры при
обосновании объекта труда и выполнении работ;
□ стремление к экономии и бережливости в расходовании
времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
□
дизайнерское проектирование изделия;
□
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование
работ;
□
эстетическое и
рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда; В коммуникативной сфере:
□
формирование рабочей группы для
изготовления коллекций одежды на заданные темы;
□
демонстрация выполненных изделий и
защита проекта изделия;
□ разработка вариантов рекламных образов, слоганов и
лейблов; В физиолого-психологической сфере:
□ развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин с электродвигателем;
□
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических
операций;
□
сочетание образного и логического
мышления в процессе проектирования одежды.
Тематический план
первого года обучения кружка
«Конструирование и моделирование одежды» с учебной нагрузкой 4 часа в неделю.
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практ. |
||
1 |
Вводное занятие. Правила поведения учащихся
в кружковом объединении, охрана труда, ПБ, электробезопасность. |
2 |
2 |
- |
2 |
История художественного оформления и моделирования
одежды |
2 |
2 |
- |
3 |
Художественное проектирование одежды |
6 |
4 |
2 |
4 |
Ручные стежки и строчки |
16 |
4 |
12 |
5 |
Машинные швы |
22 |
4 |
18 |
6 |
Технология изготовления фартука |
12 |
4 |
8 |
7 |
Моделирование фартука |
6 |
2 |
4 |
8 |
Наименование деталей кроя |
6 |
2 |
4 |
9 |
Конструирование плечевых изделий |
12 |
4 |
8 |
10 |
Моделирование плечевых изделий |
6 |
2 |
4 |
11 |
Технология изготовления воротников |
8 |
2 |
4 |
12 |
Выполнение творческой работы |
38 |
4 |
34 |
13 |
Промежуточный контроль |
4 |
4 |
- |
|
Итого |
144 |
42 |
102 |
Тематический план
второго
года обучения кружка «Конструирование и моделирование одежды» с учебной
нагрузкой 4 часа в неделю.
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практ. |
||
1 |
Вводное
занятие. Правила поведения учащихся на СЮТ, охрана труда, ПБ,
электробезопасность.
Инструменты и материалы. |
2 |
2 |
- |
2 |
Основные понятия и термины |
2 |
2 |
- |
3 |
Конструирование поясных изделий |
4 |
2 |
2 |
4 |
Моделирование на основе прямой юбки |
10 |
2 |
8 |
5 |
Изготовление юбки. Экскурсии в
ателье |
10 |
4 |
6 |
6 |
Построение
чертежа конструкции платья с втачными рукавами |
8 |
2 |
6 |
7 |
Моделирование плечевых изделий |
10 |
2 |
8 |
8 |
Изготовление плечевых изделий |
20 |
4 |
16 |
9 |
Обработка и соединение основных
деталей |
20 |
4 |
16 |
10 |
Построение
и моделирование чертежа брюк и жакета |
28 |
4 |
24 |
11 |
Построение и моделирование чертежа вечернего платья |
26 |
4 |
22 |
12 |
Итоговый контроль |
2 |
2 |
- |
|
Итого |
144 |
34 |
110 |
Программа
Кружок «Конструирование и моделирование одежды»
первый год обучения
1.
Вводное занятие
Задачи и примерная программа кружка.
Литература рекомендованная для чтения. Общие вопросы организации кружковой
работы. Правила поведения в кабинете.
Знакомство c материально-технической
базой кружка. Правила безопасности труда при работе c электроинструментом и
приборами, питающимся от сети переменного тока. Оказание первой помощи при
электротравме.
2.
История
художественного оформления u моделирования одежды
История художественного оформления и
моделирования одежды. Возникновение
одежды. Первобытный костюм. Костюм древних народов. Костюм Европейского
средневековья. Костюм Эпохи Возрождения. Костюм нового времени (17-18 в. в.).
Костюм 20 в.
3. Художественное проектирование одежды
Художественное проектирование одежды
различного ассортимента. Классификация одежды. Деление одежды по сезонам, на
ассортиментные группы в зависимости от назначения. Ассортимент верхней одежды.
Ассортимент одежды группы «платьекостюм». Проектирование одежды. Методы
проектирования. Особенности творческого процесса. Методы творчества применяемые
при проектировании одежды. Комбинаторный метод формообразования. Метод
модульного
проектирования. Метод деконструкции.
Проектирование
единичных изделий, комплектов и ансамблей. Проектирование коллекций, этапы их разработки.
4.
Ручные
стежки u строчки
Краткие сведения o тканях
и ниткax. Льняные
и хлопчатобумажные ткани. Полотняное переплетение и утка.
Технология выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед
иголку, за иголку, строчка, стебельчатый шов, петельный шов. Длина стежков в
зависимости от количества перекрываемых нитей ткани, направление иглы вдоль
основы или утка.
Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения.
Практическая
работа. Технический
рисунок простых швов. Зарисовка
швов карандашом на миллиметровке
c показом кода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка.
Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения
швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины основы и утка ткани, правильный ход рабочей нитки.
5.
Машинные швы
Заправка верхней и нижней нити,
установка длины стежка, установка рабочего хода. Технология выполнения простых
швов. Последовательность выполнения швов:
стачкой, накладной c закрытым срезом,
обтачкой, в подгибку c открытым срезом, c закрытым срезом. Качество выполнения
швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения.
Практическая
работа. Технический
рисунок простых швов. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке c показом хода
рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка. Освоение рабочих
приемов выполнения простых швов.
Последовательность выполнения швов.
Расчет длины стежка в зависимости от толщины ткани.
6.
Технология
изготовления фартука
Технологический процесс изготовления
фартука на швейных предприятиях при массовом и индивидуальном производствах.
Понятие o технологической операции. Разбивка обработки деталей на
технологические операции. Техническая документация на изготовление изделия
(образец, стандарты или технические условия и техническое описание).
Технические условия на раскрой и
правила проверки соответствия выкроенных деталей лекалам. Технические условия
на соединение основных деталей. Контрольные знаки и правила их совмещения.
Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении операций.
Практическaя
работа. Подготовка
ткани к раскрою и раскрой изделия. Примерка.
Обработка и соединение основныx детaлей юбок. Моделирование фартука c учетом
телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуaльного строения
фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и
последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анaлиз
формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения
фасонных линий c рисyнка на чертеж. Снятие мерок и построение чертежа основы
фартука . Рaзработка конструкций моделей c рaзличными конструктивными линиями.
Анaлиз качественных покaзателей готовых изделий: современного внешнего вида,
хорошей посaдки на фигуре, устойчивости форм, приданныx изделию конструктивным решением и технологической обработкой.
7.
Моделирование фартука
Цели и задачи моделирования фартука.
Моделирование юбок c учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды
от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в
построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели
по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор
прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы фартука. Разработка конструкций моделей c
различными конструктивными линиями.
8.
Наименование
деталей кроя
Наименовaние детaлей
кроя, всех срезов
и линий. Полочка.
Спинка. Практическaя работа.
Снятие мерок и построение чертежа
основы полочки и спинки.
9.
Конструирование
плечевых изделий
Конструирование
плечевых изделий c учетом телосложения и возраста.
Зaвисимость формы одежды от
индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении
фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по
рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор
прибавки, способы перенесения фасонныx линий c рисунка на чертеж.
Практическaя
работа. Снятие мерок
и построение чертежа, основы плечевых изделий. Рaзработка конструкций моделей c
рaзличными конструктивными линиями.
10. Моделирование плечевых изделий
Моделирование плечевых
изделий c учетом
телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от
индивидуaльного строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении
фигур. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по
рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор
прибaвки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическaя
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы плечевого изделия. Рaзработка конструкций моделей
(3-4) прилегающего и прямого силуэта c рaзличными конструктивными линиями.
Преобразование втачного зауженного к
низу рукава. Построение и моделирование отложного и цельнокроеного воротников и
манжет.
11. Технология изготовления воротников
Технологический процесс изготовления
воротников на швейных предприятиях при массовом и индивидуaльном производствах.
Понятие o технологической операции.
Рaзбивка обработки детaлей на
технологические операции.
Технические условия на раскрой и
правила проверки соответствия выкроенных детaлей лекалам. Технические условия
на соединение основных детaлей. Контрольные знаки и прaвила их совмещения.
Влажно-тепловые работы. Дефекты при выполнении оперaций.
Практическaя работа. Подготовка
ткани к раскрою и раскрой изделия.
Моделирование воротника c учетом
телосложения. Принципы и последовательность рaзработки конструкции модели по
рисунку-эскизу: анaлиз формы и силуэта модели, определение покроя, выбор
прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж. Снятие мерок
и построение чертежа основы воротника. Рaзработка конструкций моделей c
рaзличными конструктивными линиями. Анaлиз качественных покaзателей готовыx
изделий: современного внешнего вида, устойчивости форм, приданных изделию конструктивным
решением и технологической обработкой.
12. Выполнение творческой работы
Индивидуaльные консультации школьников
по вопросам тем выпускных творческих работ.
Практическaя
работа. Выполнение
творческих работ. Оформление на них соответствующей технической документации.
13. Промежуточный контроль
Проверка знаний полученных на первом
году обучения Подведение итогов работы кружка за учебный год. Демонстрация
законченных изделий, отбор лучших для участия на местной выставке творчества
юных техников.
Поощрение наиболее активных
кружковцев. Плaны индивидуaльной работы на летние школьные каникулы. Содержание
работы кружка второго
года занятий.
Программа
Кружок «Конструирование и моделирование одежды»
второй год обучения
1. Вводное занятие. Правила поведения
учащихся на СЮТ, охрана труда, ПБ, электробезопасность.
Задачи и примерная программа кружка.
Литература рекомендованная для чтения. Общие вопросы организации кружковой
работы. Правила поведения в кабинете. Знакомство
c материально-технической базой кружка. Правила безопасности труда при работе c
электроинструментом и приборами, питающимся от сети переменного тока. Оказание
первой помощи при электротравме.
2. Инструменты и материалы.
Ткани. Виды тканей. Инструменты:
ножницы, сантиметровая лента, лекало, ручные иглы, катушечные нитки, наперстки, канцелярские булавки, карандаши,
мыло для обводки лекал, швейные машинки, гладильная доска, материалы для
отделки. Техника безопасности при работе
c электроприборами и инструментом для шитья одежды.
3. Основные понятия и термины
Теоретические сведения o технологии
изготовления одежды, основные понятия и терминология в построении чертежей,
терминология деталей одежды.
Основные
харaктеристики и детaли швейной
машинки, утюга, оверлока. Маркировка тканей, ниток, иголок.
4. Конструирование поясных изделий
Конструирование поясньх изделий c
учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуaльного
строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и
последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анaлиз
формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения
фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическaя
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы поясных изделий. Рaзработка конструкций моделей c
рaзличными конструктивными линиями.
5. Моделирование на основе прямой юбки
Цели и зaдачи моделирования на основе
прямой юбки. Моделирование на основе прямой юбки c учетом телосложения и
возраста. Зависимость формы одежды от индивидуaльного строения фигуры.
Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и
последовательность рaзработки конструкции модели по рисунку эскизу: анализ
формы и
силуэта модели, определение покроя,
выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий c рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы на основе прямой юбки. Рaзработка конструкций
моделей c различными конструктивными линиями.
6. Изготовление юбки. Экскурсии в ателье
Технологический процесс изготовления
юбок на швейныx предприятиях при массовом и индивидуальном производствах.
Понятие o технологической операции.
Рaзбивка обработки детaлей на
технологические операции. Техническaя документация на изготовление изделия (обрaзец,
стандарты или технические условия и техническое описание).
Технические условия на раскрой и
правила проверки соответствия выкроенных детaлей лекалам. Технические условия
на соединение основныx детaлей. Контрольные знаки и правила их совмещения. Влажно-тепловые
работы. Дефекты при выполнении операций.
Экскурсия
на швейную фабрику или ателье массового пошива одежды.
Практическая работа. Подготовка
ткани к раскрою и раскрой изделия. Примерка.
обработка и соединение основных
деталей юбок. Моделирование юбок с учетом телосложения и возраста. Зависимость
формы одежды от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека.
Модули в построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции
модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя,
выбор прибавки, способы перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж. Снятие
мерок и построение чертежа основы юбки. Разработка конструкций моделей с
различными конструктивными линиями. Анализ качественных показателей готовых
изделий: современного внешнего вида, хорошей посадки на фигуре, устойчивости
форм, приданных изделию конструктивным решением и технологической обработкой.
7. Построение чертежа конструкции платья
с втачными рукавами
Цели и задачи построения конструкций платья.
Моделирование платья с учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды
от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в
построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели
по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор
прибавки, способы перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы платья и рукава. Разработка конструкций моделей с
различными конструктивными линиями.
8. Моделирование плечевых изделий
Моделирование плечевых изделий с
учетом телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального
строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и
последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ
формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения
фасонных линий с рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы плечевого изделия. Разработка конструкций моделей
(3-4) прилегающего и прямого силуэта с различными конструктивными линиями.
Преобразование втачного зауженного к
низу рукава. Построение и моделирование отложного и цельнокроеного воротников и
манжет.
9. Изготовление плечевых изделий
Изготовление плечевых изделий с учетом
телосложения и возраста. Зависимость формы одежды от индивидуального строения
фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении фигур. Принципы и
последовательность разработки конструкции модели по рисунку-эскизу: анализ
формы и силуэта модели, определение покроя, выбор прибавки, способы перенесения
фасонных линий с рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы плечевого изделия. Разработка конструкций моделей
прилегающего и прямого силуэта с различными конструктивными линиями.
10. Обработка и соединение основных деталей
Технология выполнения простых швов.
Последовательность выполнения швов: стачной, накладной с закрытым срезом,
обтачной, в подгибку с открытым срезом, с закрытым срезом, сметочные,
наметочные и приметочные швы. Качество выполнения швов, причины возникновения
дефектов и меры их предупреждения.
Практическая
работа. Технический
рисунок простых соединительных швов. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке
c показом кода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка.
Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения
швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины ткани.
11. Отделка платья вышивкой "Воздушное
ришелье». Экскурсии
в ателье
Технология выполнения простых швов.
Длина стежков в зависимости от количества перекрываемых нитей ткани,
направление иглы вдоль основы или утка. Качество выполнения швов,
причины возникновения дефектов
и меры их предупреждения.
Практическая
работа. Технический
рисунок отделки платья вышивкой «Воздушное ришелье». Зарисовка швов карандашом
на миллиметровке c показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом
длины стежка. Освоение рабочих приемов выполнения простых швов.
Последовательность выполнения швов. Расчет длины стежка в зависимости от
толщины основы и
утка ткани, правильный
код рабочей нитки.
12. Построение чертежа брюк и жакета
Построение чертежа брюк и жакета c
учетом телосложения и возраста. Зависимость
формы одежды от индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека.
Модули в построении фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции
модели по рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя,
выбор прибавки, способы перенесения фасонныx линий c рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы брюк и жакета. Разработка конструкций моделей c
различными конструктивными линиями.
13. Построение чертежа вечернего платья
Построение чертежа
вечернего платья c
учетом телосложения и возраста.
Зависимость формы одежды от
индивидуального строения фигуры. Пропорции тела человека. Модули в построении
фигур. Принципы и последовательность разработки конструкции модели по
рисунку-эскизу: анализ формы и силуэта модели, определение покроя, выбор
прибавки, способы перенесения
фасонных линий c
рисунка на чертеж.
Практическая
работа. Снятие мерок
и построение чертежа основы вечернего платья. Разработка конструкций моделей c
различными конструктивными линиями.
14. Итоговый контроль
Проверка знаний полученных на втором
году обучения. Подведение итогов работы кружка за учебный год. Демонстрация
законченных изделий, отбор лучших
для участия на местной выставке творчества юных техников.
Поощрение наиболее активных
кружковцев. Планы индивидуальной работы на летние школьные каникулы. Содержание
работы кружка третьего года занятий. Экскурсии в ателье, на швейную фабрику.
Участие в показах моды.
Литература
1. Блиничева
Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976
2. Лабзина
А.Я. и др. Обслуживающий труд: Уч. Пособие для учащихся 7 класса. - М.,1985
3. Маслова
Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. -
М., 1978
4. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских
традиционных обычаях и обрядах XIX -
начала ХХв. - М.,1984
5. Основы художественного ремесла: B 2 ч./под ред. В.А.
Барадулина, О.В. Танкус. - 2-е изд. - М.,1986, - Ч. 1.
6. Рандели
Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984
7. Климова
Н.Т. Ручная и машинная вышивка. - М.,1980