Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского района Чувашской Республики
Протокол №1 педагогического
совета от
«02»
сентября 2022 г.
Утверждено
приказом директора №25
от 02.09.2022г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа учебного объединения
«Белая
ладья»
Направленность: спортивное
Для детей от 12-17 лет
Срок реализации
– 3 года
Педагог
дополнительного образования Романов Николай Васильевич
с.Батырево
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Так как формирование разносторонне развитой
личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно
придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система
шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Работа
с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями
в группах, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа
интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере
проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить
недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций,
бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов,
турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады
по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах
партий.
Цель программы – организация
полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
o
познакомить
с историей шахмат,
o
дать учащимся
теоретические знания по
шахматной игре и рассказать о
правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
o
привить
любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
o
научить
анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений
единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
o научить
уважать соперника, Развивающие:
o
развить
логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные
качества личности, ввести в мир красоты и образного мышления, расширить
представления об окружающем мире.
Данная программа
рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает 144 часов занятий в
течение года – по 2 часа 2 раза в неделю
В объединении занимаются дети, среднего и старшего
школьного возраста. Учащиеся разделены на 2 группы: группу начинающих и группу
совершенствования. В объединение принимаются все желающие заниматься. На первых
занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной
игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.
В
группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие
основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории
игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.
В группе совершенствования третьего года обучения
занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие
выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт
выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам
не ниже третьего.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
|
Темы
и виды деятельности |
Количество часов |
|||
На теоретические занятия |
На практические занятия |
На индивидуальны е занятия |
Итого |
||
1. |
Организационное
занятие. |
1,0 |
|
|
1,0 |
2. |
Шахматы
– спорт, наука, искусство |
2,0 |
|
|
2,0 |
3. |
Правила
игры. |
2.0 |
|
|
2.0 |
4. |
Первоначальные
понятия. |
2,0 |
6,0 |
4,0 |
14,0 |
5. |
Тактика
игры. |
3,0 |
10,0 |
8,0 |
21,0 |
6. |
Стратегия
игры. |
1,0 |
10,0 |
4,0 |
15,0 |
7. |
Эндшпиль. |
3,0 |
12,0 |
6,0 |
21,0 |
8. |
Дебют. |
5,0 |
|
|
5,0 |
9. |
Конкурсы
решения задач, этюдов. |
|
22,0 |
4,0 |
26,0 |
10. |
Сеансы
одновременной игры. |
|
20,0 |
4,0 |
24,0 |
11. |
Соревнования. |
|
12,0 |
|
12,0 |
12. |
Итоговое
занятие. |
1,0 |
|
|
1,0 |
Всего: |
20,0 |
94,0 |
30,0 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. |
Организационное занятие. Знакомство
с детьми. Постановка задач на год.
Правила техники безопасности. |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая
история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. |
3. |
Правила игры. Правила
турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». |
4. |
Первоначальные понятия.
Запись партий. Мат, ничья. Относительная
ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил
шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. |
Тактика игры.
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. |
6. |
Стратегия игры.
Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций. |
7. |
Эндшпиль.
Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило
квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и
разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. |
8. |
Дебют.
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок. |
9. |
Конкурсы решения задач, этюдов.
Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных
позиций и определение победителя конкурса. |
10. |
Сеансы одновременной игры. Проведение
руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий
с кружковцами. |
11. |
Соревнования |
12. |
Итоговое занятие. Подведение
итогов года. Планы на следующий год. |
ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого
года обучения учащийся:
•
имеет представление об истории
происхождении шахмат,
•
знает правила игры и турнирного поведения,
•
знает основы тактики и стратегии,
активно применяет в своей игре тактические приемы,
•
владеет фундаментальными знаниями по
разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
•
умеет применять полученные
теоретические знания на практике,
•
умеет записывать партии,
•
с удовольствием играет в шахматы,
•
видит и осознает свои ошибки,
•
знает нормы этикета при игре в шахматы.
|
6. |
Дебют. |
6 |
8 |
2 |
16 |
7. |
Миттельшпиль. |
6 |
8 |
2 |
16 |
8. |
Конкурсы
решений задач и этюдов. |
|
20 |
|
20 |
9. |
Сеансы
одновременной игры. |
|
16 |
|
16 |
10. |
Соревнования. |
|
20 |
|
20 |
11. |
Итоговое
занятие |
4 |
|
|
4 |
Всего: |
38 |
96 |
10 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. |
Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила
техники безопасности. |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история
шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные
системы проведения шахматных соревнований. |
3. |
Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа.
Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор
специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. |
4. |
Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги.
Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с
партнером специально подобранных позиций. |
5. |
Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легко фигурный
эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор
и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. |
6. |
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты.
Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально
подобранных |
|
позиций и учебных партий, анализ наиболее часто
повторяющихся ошибок. |
7. |
Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный
переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций. |
8. |
Конкурсы решения задач, этюдов. Решение
конкурсных позиций и определение победителя конкурса. |
9. |
Сеансы одновременной игры. Проведение
руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с
последующим разбором партий с кружковцами. |
10. |
Соревнования |
11. |
Итоговое
занятие. Подведение
итогов года. Планы наследующий год. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце второго года обучения учащийся:
•
знает
историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
•
имеет
представление об организации шахматных соревнований,
•
уверенно
владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
•
умеет
строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
•
знает,
как разыгрываются основные дебюты и окончания,
•
с
удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных
мероприятиях, стремится узнавать новое,
•
знает
и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
•
осознает
свои ошибки, видит ошибки соперника,
•
может
самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон,
возможные варианты развития событий,
•
для
выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
•
играет,
как минимум, на уровне третьего спортивного
разряда.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
|
Темы |
Количество
часов |
|||
На теоретические занятия |
На практические занятия |
На индивидуальные занятия |
Итого |
||
1. |
Вводное занятие. |
2 |
|
|
2 |
2. |
Шахматы – спорт,
наука, искусство. |
2 |
|
|
2 |
3. |
Тактика игры. |
6 |
8 |
4 |
18 |
4. |
Стратегия игры. |
6 |
8 |
4 |
18 |
5. |
Эндшпиль. |
6 |
8 |
4 |
18 |
6. |
Дебют. |
6 |
8 |
4 |
18 |
7. |
Конкурсы решений задач
и этюдов. |
|
20 |
|
20 |
8. |
Сеансы
одновременной игры. |
|
24 |
|
24 |
9. |
Соревнования. |
|
20 |
|
20 |
10. |
Итоговое занятие. |
4 |
|
|
4 |
Всего: |
32 |
96 |
16 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. |
Вводное занятие.
Постановка
безопасности. |
задач |
на |
год. |
Правила |
техники |
2. |
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история
шахмат. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности.
Основы судейства. |
|||||
3. |
Тактика игры. Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват
пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных
фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и
односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля.
Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций,
решение тематических этюдов. |
|||||
4. |
Стратегия
игры. Мобилизация сил.
Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил.
Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация
собственных фигур. Практические
занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
|||||
5. |
Эндшпиль. Фигура против пешки. Позиционная ничья.
Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Практические занятия:
разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение
задач. |
|||||
6. |
Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее
популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара. Разбор специально подобранных
позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов. |
|||||
7. |
Конкурсы решения задач, этюдов. Решение
конкурсных позиций и определение победителя конкурса. |
|||||
8. |
Сеансы одновременной игры. Проведение
руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим
разбором партий с кружковцами. |
|||||
9. |
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Обзор выполнения
поставленных задач. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце третьего года обучения учащийся:
•
знает
историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на
шахматную корону, современных шахматистов
•
разбирается
в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.
•
Самостоятельно
следит за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,
•
Уверенно
владеет тактическими приемами, грамотно их комбинирует,
•
Умеет
строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника,
•
знает,
как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько
наиболее проработанных дебютов,
•
участвует
в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор ,проявляет
инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно,
•
следует
правилам этикета без напоминаний, не боится признать свое поражение,
•
осознает
свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать ошибки соперника,
•
самостоятельно
грамотно анализирует позиции, четко направляет тактические приемы на реализацию
стратегических планов,
•
для
выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве, понимает и ценит
красоту шахматных комбинаций,
•
играет,
как минимум, на уровне третьего спортивного
разряда.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме
лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также
разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические
занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с
руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия,
турниры, игры с
гандикапом, игры различного типа шахматную тематику.
Индивидуальные
занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением
программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение
материала быстрее и глубже остальных.
Для реализации
программы используются следующие средства:
1. Комплекты
шахматных
фигур с досками – 10 шт.
2.
Часы
шахматные – 1 шт.
3.
Раздаточный
материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В
течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися
посредством следующих методов проверки:
1.
Шахматные турниры.
2. Доклады.
3. Сеансы одновременной игры.
4. Конкурсы по решению
шахматных задач.
5. Для раскрытия уровня
знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года,
проводится своего рода зачет, который включает в себя:
o
Вопросы
по теории и истории шахмат,
o
игру
с руководителем кружка,
o
соревнование,
в котором участвуют все занимающиеся.
Данные
по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными
критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения
соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение
строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и
эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать
самостоятельно, соблюдение правил этикета.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. ГикЕ.А. Беседы о
шахматах. - М., 1985
2. КостьевА.Н. Учителю о
шахматах. – М., 1986
3. ПожарскийВ.Н.
Шахматный учебник. – Рязань, 1994
4. Журнал«64»
- М., 1983-2004
5.
КостьевА.Н. Шахматный кружок
в школе и пионерском лагере – М., 1980
6.
Принципы
шахматной игры: учебное пособие./Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ТальМ.Н., Дамский
Я.В. Атака. – М., 1997
2. ТуровБ.И. Жемчужины
шахматноготворчества – М., 1981
3. Спутникшахматиста:
Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков.
–М.:Воениздат,1992
4. ГикЕ.Я. Компьютерные
шахматы: Сборник. – М.: Агентство
«ФАИР»,1997
5. ГродзенскийС.Я.
Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
6.
ЛиндерИ.М.,
Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975