Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского
района Чувашской Республики
Протокол
№1 педагогического
совета от «02»сентября
2022 г.
|
Утверждено приказом директора приказ №25 от 02.09.2022г.
|
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
учебного объединения
«Азбука туризма»
Направленность:
туристско-краеведческая
Для
детей от 10 до 16 лет
Срок
реализации – 1 год
Автор - педагог дополнительного
образования
Матюшкин Владимир Васильевич
с.Первомайское
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
составлена на основе:
·
ФЗ №273 от 29.12.2012 года
« Об образовании в РФ»
·
«Федерального компонента государственного образовательного стандарта,
утвержденного Министерством образования РФ» от 05.03.2004 г. №1089
·
Примерных программ, созданных на основе «Федерального компонента
государственных образовательных стандартов»
·
Учебного плана МБУ ДО «Дом детского творчества» Батыревского
района ЧР
Актуальность программы
Ситуация со здоровьем детей приобретает за
последние годы трагический характер, о ней говорят широкая общественность и
политики, 80 % детей имеют нарушения состояния здоровья. Необходимо принимать
меры для изменения сложившегося положения.
Одним из реальных давно
опробованных путей является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от
краеведческой работы, т.е. углублённого изучения во время походов истории
природы и культуры родного края, о нём можно говорить не только как об
уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно –
патриотического воспитания.
В наше непростое время,
когда многократно возрастала опасность природных и техногенных катастроф,
террористических актов, необходимо использовать возможности туризма в условиях
экстремальных ситуаций.
Растущая отчуждённость
между людьми вызывает необходимость туризма для формирования коллективизма,
взаимовыручки и других социальных изменений.
Цель дополнительной образовательной программы
состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности
учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной
деятельности.
Ежегодно школа принимает участие в районном традиционном
туристическом слете, поэтому еще одна цель данного факультатива – это
подготовка участников муниципального этапа туристического слета.
Задачи программы
Образовательные задачи:
·
Освоение туристских навыков в походе, слёте.
·
Освоение знаний прохождения технических этапов туризму
·
Изучение различных способов переправ;
·
Изучение и совершенствование техники наведения туристских этапов
соревнований
·
Физической подготовке, обеспечение выживания в экстремальных
условиях;
Развивающие задачи:
·
обучение воспитанников приемам самостоятельной и коллективной
работы;
·
приобщение их к самовоспитанию и самообразованию (контроль и
самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу, воспитанию
дисциплинированности и организованности, хорошей физической подготовки и т.
п.).
·
обучение детей выдержке, смелости в решении возникающих вопросов,
усидчивости, способности управлять своим поведением;
·
развитие силы, выносливости, координации движения в соответствии с
их возрастными и физическими возможностями;
·
развитие эмоциональной сферы личности, повышение уверенности в
себе, формирование позитивной самооценки.
Воспитательные:
·
формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в
современном обществе;
·
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
·
воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;
·
воспитание потребности в здоровом образе жизни.
·
выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
Отличительные
особенности программы
Содержание программного материала
направлено на формирование системы знаний по истории своего края, своей «малой
Родины», основам пешеходного туризма, по организации и проведению туристических
походов.Материал кружка имеет краеведческую направленность. Туристско–краеведческая
деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам
выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские
способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном
коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать
преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.
Программа рассчитана на учащихся возраста: 10-16 лет, именно в этом возрасте смысловое значение
приобретают процессы духовно – нравственной культуры личности. В юности при
наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой,
вырабатывается умение планировать и организовывать свою жизнедеятельность,
оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.
Реализуется
дополнительная образовательная программа в
течение 1года
Этапы
реализации:
Подготовительный
этап:
1. Обсуждение и утверждение программы.
2. Определение контингента участников
программы.
3. Создание группы педагогов единомышленников.
4. Проведение инструктажей по охране труда.
Основной
этап:
1.Занятия согласно расписанию
2.Пешие походы по родному краю.
3.Участие в муниципальных и региональных
туристических и краеведческих мероприятиях.
Заключительный
этап:
1.Оформление фотовыставки
4.Участие в муниципальных и
региональных туристических слетах.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
занятий:
·
поисково-исследовательский;
·
метод самореализации;
·
самоуправление, через различные творческие дела, участие в
соревнованиях, походах, экскурсиях;
·
метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости,
роста динамики спортивных показаний;
·
метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, единство
нравственного, физического и эстетического воспитания.
На занятиях используются следующие формы организации учебной
деятельности:
·
лекционные занятия,
·
практические занятия, семинары,
·
тренировка по развитию физических качеств и закреплению различных
практических умений и навыков,
·
походы выходного дня, экскурсии,
·
конкурсы, игры, соревнования и другие массовые мероприятия.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз
меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их
переутомления.Занятия построены
на принципах открытости, добровольности, сотрудничества. Каждый участник
представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному
краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу через походы,
путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности.
Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к
практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на занятиях,
необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного
навыка.
Занятия проводятся два раза
в неделю. В общей сложности за год проводится 144 занятий.
Планируемые
результаты
Личностные результаты:
•
формирование чувства гордости за свою родину;
• формирование
бережного отношения к природе;
• овладение начальными
навыками адаптации в меняющихся условиях;
• развитие
самостоятельности;
• формирование
личной ответственности перед командой;
•
формирование мотивации к занятиям спортом,
установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результатывключают освоенные школьниками
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
Обучающийся сможет:
•
определять наиболее эффективные
способы достижения результатов;
• договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности;
• взаимодействовать со сверстниками в
туристической деятельности и адекватно
оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
• находить
ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способыих исправления;
•
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований еебезопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации местазанятий;
•
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдыхв процессе ее выполнения;
•
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,находить
возможности и способы их улучшения;
•
управлять эмоциями при
общении со сверстниками и взрослыми,сохранять хладнокровие, сдержанность,
рассудительность.
Предметные результаты:
Обучающийся
научится:
•
определять
географическое положение, границы района, называть и показывать формы рельефа;
•
проводить
краеведческие исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
•
готовить
личное, групповое снаряжение в зависимости от сезона, правильно подогнать и
уложить рюкзак;
•
ориентироваться
на местности без карты (с картой, с компасом и без компаса), читать топографическую карту;
•
преодолевать
естественные и искусственные
препятствия, преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс
склона, переправу по бревну, навесную переправу, переправу по верёвке с
перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;
•
надевать
страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;
•
выбрать
место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай
ночлега под открытым небом);
•
комплектовать
походную аптечку, применять
лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению;
•
оказывать
доврачебную медицинскую помощь;
•
изготовлять
туристские самоделки, снаряжение;
•
пользоваться
топографическими и спортивными картами, читать карты;
•
пользоваться
компасом, двигаться по азимуту, определять расстояние на местности;
•
определять
погоду по местным признакам;
•
приготовлять
пищу на костре;
•
правильно
подобрать продукты питания для похода в зависимости от их калорийности и
сложности похода;
•
составлять
меню на каждый день похода;
•
заполнять
маршрутную книжку на поход, вести
дневник похода;
•
оформлять
памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т.
д.
Обучающийся получит возможность
научиться:
•
разведению
костра в любую погоду;
•
установки
палатки в любых условиях;
•
оказанию
первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных
ранениях;
•
безопасному обращению
с туристским снаряжением, специальными приспособлениями;
•
самостоятельно
организовать туристский бивак.
Содержание
Раздел 1.
Основы туристической подготовки.
1.1. Туристические путешествия,
история развития туризма
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного
развития, оздоровления, воспитание самостоятельности, приобретение трудовых и
прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии
нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России.
Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика
каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Туристические
нормативы и значки. «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы
по спортивному туризму, спортивному ориентированию, по туристскому многоборью.
1.2. Воспитательная роль туризма.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности.
Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии
личности. Общественно-полезная работа. Роль туристско-краеведческой
деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в
природе и обществе. Волевые
усилия и их значение в походах и на тренировках. Воспитание волевых качеств:
целеустремлённости, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы,
решительности, смелости, выдержки, самообладания. Законы, правила, нормы и
традиции туризма, традиции своего коллектива.
1.3. Техника и тактика туристических этапов
Техника и тактика прохождения этапов (лично и командой):подъём,
траверс, спуск по склону на схватывающем узле и с командной страховкой;
переправа по бревну; переправа по навесной переправе; переправа по параллельной
переправе; вязка узлов
Практические занятия: Помощь преподавателю в
наведении этапов. Прохождение этапов лично, командой, гонкой патрулей на время
и без времени.
1.4. Организация туристского быта.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность
привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности,
физическое состояние участников и т.д.) Выбор
места для привала, ночлега. Основные требования к месту ночлега. Организация работы по развёртыванию и
свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра,
определение места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уход за
одеждой обувью в походе. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка
дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Установка палаток. Размещение
вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых.
Правила поведения в палатке.
Практические занятия: Определение мест,
пригодных для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывания
лагеря. Разведение костра.
1.5. Подготовка к походу, слёту.
Определение целей и района похода. Распределение обязанностей в
группе. Составление плана подготовки похода. Изучение
района похода: изучение литературы, карт, отчётов о походах, запросы в местные
образовательные учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый
маршрут.Разработка маршрута, составление плана графика движения. Подготовка личного и общего
снаряжения.
Практические занятия: Изучение маршрута походов.
Составление плана графика движения. Подготовка
личного и общего снаряжения.
1.6. Техника безопасности при
проведении туристских походов, занятий.
Значение дисциплины, при преодолении естественных препятствий.
Обеспечение безопасности – главное требование к каждому туристскому походу.
Основные причины возникновения опасности, связанные с дисциплиной туристов,
плохой подготовкой похода, климатическими условиями.
Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при
преодолении естественных препятствий. Сигналы бедствия.
Практические занятия: Отработка техники
преодоления естественных препятствий: склонов, подъёмов. Организация переправы
по бревну с самостраховкой.
1.7. Туристские слёты,
соревнования,
Задачи туристских соревнований. Организация слётов, судейская
коллегия, участники. Положение о слёте и соревнованиях, условия проведения.
Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места
соревнований. Порядок проведения, информация. Подведение итогов и награждение
победителей. Медицинское обеспечение, охрана природы. Подготовка инвентаря и
оборудования, необходимого для проведения соревнований и оформления места
проведения. Виды туристских
соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах,
зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное
снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слётов,
соревнований,
Практические
занятия: Выступления в
соревнованиях в качестве участников.
1.8. Подведение итогов похода, соревнований,
Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, фильмов.
Составление отчёта о походе. Организация выставки и итогового вечера.
Практические занятия: Оформление туристического
уголка, альбома, фото дневника. Подготовка выставки о работе. Обсуждение похода
и подведение итогов, оформление документации. Подготовка итогового вечера.
Раздел 2.Топография и ориентирование
2.1. Понятие о топографии и спортивной карте
Знакомство с
топографической картой и с топографическими знаками.
Практические занятия: Зарисовка топографических
знаков (50 знаков), чтение топографической карты. Зарисовка новой группы
топографических знаков. Топографический диктант. Разбор диктанта, повторение
плохо усвоенных топографических знаков.
2.2. Условные знаки.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение
топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки. Сочетание знаков.
Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения
рельефа на карте. Отметки высот, урезы вод. Характеристика
местности по рельефу.
Практические занятия: Изучение местности
изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефов.
Топографические диктанты, игры, мини соревнования.
2.3. Ориентирование по
горизонту, азимут
Основные направления на стороны горизонта: С, Ю ,З ,В. Дополнительные
и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза
направлений»). Определение
азимута, его отличие от простого угла (чертёж). Азимут истинный и магнитный.
Азимутальное кольцо.
Практические занятия: Построение на бумаге заданных
азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов.
2.4. Компас. Работа с компасом
Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Типы компасов.
Ориентир. Что может служить ориентиром.
Практические занятия: Ориентирование карты по
компасу. Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
2.5. Измерение расстояния.
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Величина
среднего шага, его измерение. Глазомерный способ измерения расстояния.
Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия: Измерение своего среднего
шага (пары шагов). Построение графиков перевода пар шагов в метры для разных
условий ходьбы.
Раздел 3. Краеведение
3.1. Родной край, его природные
особенности, история, известные земляки.
Климат, растительность и животный мир нашего края. Рельеф, реки,
озёра, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места.
Предприятия края. Знаменитые люди края. Охрана памятников истории и культура.
Охрана природы. Изучение законов об охране природы.
Практические занятия: Составление путевого
дневника, описание отдельных участков пути. Подготовка докладов, сообщений о
достопримечательных местах края. Проведение краеведческой викторины.
3.2. Туристские возможности
родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Экскурсия в краеведческий музей. Ведение путевых записей: личный и
групповой дневник, описание пути движения, путевой очерк. Сбор краеведческих
материалов. Подготовка итоговой выставки.
Фотографирование в походе.
Практические занятия: Фотографирование в походе. Посещение музеев.
3.3. Изучение района
путешествия.
Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода.
Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка докладов о
районе похода.
Практические занятия: Подготовка и заслушивание
докладов. По району предстоящего похода.
Раздел 4. Основы гигиены и первая
доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена туриста,
профилактика заболеваний.
Личная гигиена туриста: Обувь туриста, уход за ногами и обувью во
время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе.
Практические занятия: Применение средств личной
гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для
тренировок и походов.
4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Содержание походной аптечки. Составление походной аптечки.
Перечень и назначение. Показания и противопоказания применения лекарственных
препаратов.
Практические занятия: Формирование походной
медицинской аптечки.
4.3. Основные приёмы оказания
первой доврачебной помощи.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.
Заболевания в походе. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар,
ожоги. Помощь утопающему, обмороженному. Респираторные и простудные
заболевания. Пищевые отравления. Желудочные заболевания. Укусы насекомых.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия: Способы обеззараживания
питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему.
4.4. Приёмы транспортировки
пострадавшего.
Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верёвке, вдвоём
на поперечных палках. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах
различной локализации.
Практические занятия: Изготовление носилок из
шестов, волокуши из лыж. Разучивание различных способов транспортировки
пострадавшего.
Раздел 5. Общая физическая подготовка
5.1. Краткие сведения о
строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы
системы). Мышцы их строение и взаимодействие. Кровеносная система. Сердце и
сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние различных физических упражнений на
укрепление здоровья.
5.2. Врачебный контроль,
самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Показания и противопоказания к
занятия различными видами туризма. Дневник самоконтроля.
5.3. Общая физическая
подготовка
Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения
безаварийного и стабильного прохождения маршрута туристских походов. Требования к физической подготовке, её
место и значение, разностороннее развитие спортсмена, успешное овладение
техникой и тактикой.
Практические занятия: Упражнения для всех групп
мышц. Упражнения с сопротивлением, со скакалками, гантелями. Подвижные игры и
эстафеты, лёгкая атлетика, лыжный спорт. Спортивные игры.
Тематическое
планирование
№ |
Программный
материал |
Часы
(теория) |
Часы
(практика) |
Общие
часы |
1 |
Основы
туристической подготовки |
10 |
50 |
60 |
1.1 |
Туристические путешествия, история развития туризма. |
1 |
- |
1 |
1.2 |
Воспитательная роль туризма |
1 |
- |
1 |
1.3 |
Техника и тактика туристических этапов |
1 |
- |
1 |
1.4 |
Узлы: основные, для страховки и само страховки, вспомогательные |
1 |
5 |
6 |
1.5 |
Траверс склона ( наведение и переправа) |
- |
4 |
4 |
1.6 |
Навесная переправа ( наведение и переправа) |
- |
2 |
2 |
1.7 |
Параллельные перила ( наведение и переправа) |
- |
2 |
2 |
1.8 |
Маятник |
|
3 |
3 |
1.9 |
Переправа по бревну |
- |
3 |
3 |
1.10 |
Спуск по перилам |
- |
3 |
3 |
1.11 |
Организация туристического
быта |
1 |
2 |
3 |
1.12 |
Подготовка к походу, слету |
1 |
- |
1 |
1.13 |
Двухдневный поход |
- |
24 |
24 |
1.13 |
Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий |
1 |
- |
1 |
1.14 |
Организация бивака |
1 |
2 |
3 |
1.15 |
Туристские слеты, соревнования |
1 |
- |
1 |
1.16 |
Подведение итогов похода, соревнований |
1 |
- |
1 |
2 |
Топография
и ориентирование |
5 |
15 |
20 |
2.1 |
Понятия о топографии и спортивной карте |
1 |
2 |
3 |
2.2 |
Условные знаки |
1 |
2 |
3 |
2.3 |
Ориентирование по горизонту, азимут |
1 |
4 |
5 |
2.4 |
Компас. Работа с компасом |
1 |
2 |
3 |
2.5 |
Измерение расстояния |
1 |
5 |
3 |
3 |
Краеведение |
4 |
- |
4 |
3.1 |
Родной край, его природные особенности, история. |
2 |
- |
2 |
3.2 |
Туристские возможности родного края, обзор ЭКСУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ |
1 |
- |
1 |
3.3 |
Изучение района путешествия |
1 |
- |
1 |
4 |
Основы
гигиены и первая доврачебная помощь |
17 |
7 |
24 |
4.1 |
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний |
2 |
- |
2 |
4.2 |
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений |
6 |
2 |
8 |
4.3 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
8 |
3 |
13 |
4.4 |
Приемы транспортировки пострадавшего |
1 |
2 |
3 |
5 |
Общая
физическая подготовка |
8 |
28 |
36 |
5.1 |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние
физических упражнений |
2 |
- |
2 |
5.2 |
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных
травм на тренировках |
4 |
4 |
8 |
5.3 |
Общая физическая подготовка |
2 |
24 |
26 |
|
Итого |
|
|
144 |
Форма подведение итогов
1. Основы туристической
подготовки
Занятие-игра, соревнования поход,
Словесный, наглядный,
практический, репродуктивный
2.Топография и
ориентирование
Экскурсия, соревнования
Словесный, практический
Карты, компас.
3.Краеведение
Экскурсия.
Словесный, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстрационный.
4.Основы гигиены, первая
доврачебная помощь.
Обеспечение безопасности.
Консультация. Словесный, объяснительно-иллюстрационный
Аптечка.
5. Общая и специальная физическая подготовка
Игра, соревнования.
Наглядный, Репродуктивный.
Материальное обеспечение программы
Для занятий используется
следующее:
1. Предметы туристического быта
(посуда, ящики для продуктов, лопаты, топор, веревки для вязки узлов,
карабины).
2. Туристическое индивидуальное снаряжение.
3. Палатки, компасы, рюкзаки, медицинская
аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки.
4. Карты, топографические планы местности,
условные топографические знаки.
5. Таблицы ориентирования на местности.
Занятия проводятся в помещении МБОУ «ПервомайскаяСОШ»(спортивный
зал, местность «Каенсар», стадион школы).
Список используемой литературы
Для
педагога
·
Андреев Н.В. «Топография и картография» М.: Просвещение 1995
·
Бардин К. В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1999
·
Константинов Ю.С. Туристические слёты и соревнования учащихся. –
М.: ЦДЮТур МО РФ 2000