Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Батыревского
района Чувашской Республики
Протокол №1 Утверждено
педагогического
совета от
приказом директора
«02» сентября
2022 г. №25 от 02.09.2022 г.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
учебного объединения
«Азбука родного края»
Направленность: естественно-научная
Для
детей от 7 до 9 лет
Срок
реализации – 2 года
Рабочую программу составила
педагог дополнительного образования:
Ананьева Алина Ивановна
с.Большое Чеменево
2022 г.
1.Пояснительная записка
Программа кружка по краеведению «Азбука
родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на
социально-культурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к
гражданской и нравственной деятельности.
Программа
предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному
дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить
детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек
неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с
окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.
Содержание
программы содействует формированию практических умений ориентироваться в
окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики
поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий,
дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к
занятиям учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и
дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются
взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома.
Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный
прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье,
развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводятся
беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек
одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как
о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют
принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение
родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность
привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Содержание
программы разделена по уровню сложности – стартовый уровень (первый год обучения), базовый (второй год
обучения).
Разделение содержания программы по уровню сложности
производится в соответствии с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»,
предусматривающими два уровня сложности: стартовый, базовый. В программе
«Азбука родного края» стартовый уровень характеризуется
первоочередной направленностью на развитие интереса и мотивации обучающихся к
изучению природы, родного края, на приобретение базовых знаний и умений,
необходимых для работы с природными объектами, на формирование любви к природе,
к своей малой родины. Предусмотрена работа по
формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы, по
приобщению их к наблюдениям за природными объектами и явлениями, изучению
истории края.
Базовый уровень характеризуется расширением и
углублением знаний по изучению родной природы, краеведения и знакомства со
знаменитыми земляками Чувашии.Сформированный интерес к изучению состояния и
сохранению окружающей среды родного края воплощается в проектной и практической природоохранной) деятельности,
в ходе которой осваиваются и применяются методики, адекватные поставленным
проблемам.
Отличительная особенность программы.Основанием
для разработки дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Азбука родного края» послужил анализ программы учебника А. А. Плешакова
«Окружающий мир» для учащихся начальной школы, который показал недостаточное
содержание деятельности по формированию у обучающихся культурологических
знаний, развитию интереса к изучению истории родного края (причина – малое
количество часов по учебному плану). Данная программа значительно расширяет
содержание школьной программы «Окружающий мир».
Программа построена на основе интеграции знаний о
природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей обучающихся.
Способствует развитию мышления, речи, творчества обучающихся; формирует у них
умение использовать полученные знания в нестандартных ситуациях, воспитывает
нравственные чувства, интерес к современности и истории родной страны и родного
края.
В процессе работы идет формирование у обучающихся
целостного представления о природе, экологии, истории и этнографии края. В ходе
обучения формируются различные черты личности: понимание мира, расширение
кругозора. Обучающиеся осваивают культуру устной речи, учатся грамотно
формировать и высказывать свои мысли.
Новизна данной общеобразовательной
(общеразвивающейся)программы опирается на
объединение биологического, психологического и художественного подхода к
изучению природных объектов и народной культуры родного края, использование
приемов театрализации, элементов игровых и народных обрядов. Совершенствуется
исполнительское мастерство обучающихся: артистизм, свобода звучания
голоса, владение сценической речью (культура чтения, стиль и
выразительность, интонация, логическое ударение, эмоциональность,
дикционнаячеткость).
Актуальность программы в том, что
возникла необходимость в изучении обучающимися истории своего края, знакомстве
с историческими памятниками и заповедными местами, знаменитыми людьми Чувашии,
героями спорта, природными
достопримечательностями. Понимание того, что природа бесценна, что в ней все
гармонично и целесообразно, способствует воспитанию у обучающихся культуры
поведения в природной среде, развитию интереса к знаниям о природе Чувашии.
Данная программа способствует развитию познавательного интереса о родном крае,
направлена на формирование и развитие у обучающихся таких качеств как любовь и
ответственность за судьбу своей малой родины, ключевых компетентностей
личности, а также универсальных учебныхдействий.
Актуальность программы «Азбука родного края»
определяется тем, что в основе данной программы лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает формирование универсальных
учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных на основе базовых компетенций.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Азбука родного края» педагогически целесообразна, так как выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности дают
возможность воспитывать у обучающихся любовь к нашей Родине, прежде всего через
воспитание любви к своей малой родине, своему родному краю – Чувашии. Активное
изучение и освоение истории края будет способствовать познанию окружающего мира
на основе причастности к прошлому, настоящему, будущему. Любовь к родному краю,
знание его истории, удивительного мира растений и животных, народных традиций
послужат той основой, на которой осуществляется формирование гражданских,
патриотических качеств, рост духовной культуры и экологической грамотности
обучающихся, формирование у них универсальных учебныхдействий.
Сроки реализации авторской дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Азбука родного края» - два
года обучения:
первый
год обучения – 144 учебных часа (стартовый уровень);
второй
год обучения – 144 учебных часа (базовый уровень).
Режим занятий и формы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по
два учебных часа с 10 минутным перерывом (всего – 4 учебных
часа в неделю, что соответствует
144 учебным часам).
Цель
программы:
-
формирование экологической грамотности и духовной культуры обучающихся через
изучение природы своего края, привитие любви к своей малой родине и бережное
отношение к историческим и культурным ценностям Чувашии.
-
создание азбуки родного края, по которой ученики могли бы составлять рассказ о
своем родном крае.
Задачи
программы:
-
познакомить учащихся с новыми понятиями краеведение и патриотизм;
-
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
-воспитывать
у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе,
родному краю.
-
учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать
и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности,
обогащать речь и словарный запас.
-
способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к
родному краю.
-
создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве
алфавита.
Основные
принципы, положенные в
основу программы:
-
принцип доступности,учитывающий
индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для
их развития;
-
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Методы
работы:
словесные
методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные
методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций.
Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические
методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
«Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с
информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность
к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного
процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение
форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по
возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок,
улица, дом и т. д.). Как можно больше
экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо
расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе
используются современные технологии и методики: технология развивающего
воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии,
компьютерные технологии.
Структура каждого отдельного занятия построена с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечений. Она
включает в себя две составные части: теоретическую; практическую. Среди
самостоятельной деятельности обучающихся активно используются: рисование,
зарисовки; чтение специальной литературы и её обсуждение; просмотр и выполнение
творческого задания по видеофильму, практическая работа и т.д.
2.Учебный план
1-й год - «Моя малая родина – мое село»
(стартовый уровень)
Тема |
Количество
часов |
||
теория |
практика |
всего |
|
1. Введение. Что такое краеведение? |
2 |
3 |
5 |
Правила
техники безопасности на занятиях кружка. |
1 |
|
|
1.2.В гости к
осени: учимся смотреть и видеть. |
1 |
1 |
|
1.3.«Портфолио»
юного исследователя |
|
1 |
|
1.4.Зарисовки
осенних деревьев. |
|
1 |
|
2. Я и моя семья. |
7 |
9 |
16 |
2.1.Семейные
традиции. |
3 |
2 |
|
2.2.Профессии
моих родителей. |
3 |
1 |
|
2.3.Выставка
семейных поделок. |
|
1 |
|
2.4.Рисунок
своей семьи. |
1 |
2 |
|
2.5.Я и моя
семья (занятие – игра). |
|
2 |
|
2.6. Занятие
в краеведческом школьном музее. |
|
1 |
|
3. Дом, в котором я живу. |
5 |
5 |
10 |
3.1. Беседа
«Дом, в котором я живу». |
1 |
1 |
|
3.2.Что
означает слово дом? |
1 |
1 |
|
3.3.Знакомство
с жилищами других народов и необычными домами мира. |
3 |
1 |
|
3.4.Рисунок
дома, выполненного в сказочном представлении учеников. |
|
2 |
|
4. Моя улица. |
8 |
8 |
16 |
4.1.Знакомство с понятием «улица», «адрес». |
2 |
2 |
|
4.2.Урок – экскурсия по улицам села |
1 |
1 |
|
4.3.О чем рассказывают улицы нашего села |
2 |
1 |
|
4.4.Мой двор – моя улица |
2 |
1 |
|
4.5.Мой дом,
двор, улица. (Безопасный и короткий путь домой.) |
|
1 |
|
4.6.Аппликация своей улицы. |
1 |
2 |
|
5. Моя школа. |
9 |
7 |
16 |
5.1.Знакомство
с историей своей школы. |
2 |
1 |
|
5.2.Правила
поведения в школе |
1 |
|
|
5.3.Моя школа |
3 |
3 |
|
5.4.Урок-экскурсия
по школе |
|
1 |
|
5.5.Учителя и ученики – гордость школы. |
1 |
|
|
5.6 Уроки –
занятия в школьной библиотеке. |
1 |
1 |
|
5.7..Краеведческий
музей школы |
1 |
1 |
|
6. Мой класс. |
2 |
2 |
4 |
6.1.Мои
друзья в классе. |
1 |
1 |
|
6.2.Правила
поведения в классе. |
2 |
|
|
7. Моя малая Родина. |
15 |
11 |
26 |
7.1.Мое
родное село. |
2 |
2 |
|
7.2.История
моего села. |
2 |
2 |
|
7.3.Достопримечательности
моего села. |
2 |
2 |
|
7.4.Знаменитые
люди моего села. |
2 |
|
|
7.5.Будущее
села. |
|
2 |
|
7.6.Экскурсия
в сельскую библиотеку. |
1 |
1 |
|
7.7.Наше село
в годы ВОВ. |
6 |
2 |
|
8. Природа родного села. |
18 |
23 |
41 |
8.1.Природа и
мы |
1 |
|
|
8.2.Мир
родной природы |
2 |
2 |
|
8.3.Как вести
себя в природе |
1 |
3 |
|
8.4.Календарь
народных примет |
1 |
|
|
8.5Природные
явления |
1 |
1 |
|
8.6.Лекарственные
растения - замечательное богатство природы. |
1 |
2 |
|
8.7.Слушаем
голоса природы |
2 |
3 |
|
8.8.Перелетные
птицы родного края. |
1 |
2 |
|
8.9.Зимующие
птицы. Как им помочь? |
1 |
3 |
|
8.10.Природу
надо беречь. |
2 |
2 |
|
8.11.Животные
нашего края |
4 |
3 |
|
8.12.
Экскурсия на водоемы нашего села |
1 |
2 |
|
9. Составление азбуки родного края. |
2 |
8 |
10 |
9.1.Все о
родном крае. |
1 |
4 |
|
9.2. Что мы
узнали о своем крае? |
1 |
4 |
|
Всего |
|
|
144 |
3.Содержание программы
1-й год обучения
Тема 1:
Введение (5ч)
Что изучает
краеведение. Источники изучения родного края. Правила техники безопасности на
занятиях кружка.
Тема 2: «Я и моя семья».(16 ч)
Я – моя семья.
Семейные традиции. Рассказ учащихся о себе, своей семье. Мое имя. Моя фамилия.
Я и моя семья (занятие – игра). Профессии моих родителей. Дать выяснить
учащимся кем работают их родители. Рисунок
своей семьи.
Тема 3: «Дом, в котором я живу». (10 ч)
Дом, в котором
я живу. Беседа с учащимися о доме. Что означает слово дом? Рассказ о своем
доме. Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира. Рисунок
дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Тема 4: «Моя улица».(16 ч)
Знакомство с понятием «улица», «адрес». Урок –
экскурсия. О чем рассказывают улицы нашего села. Учащиеся знакомятся с
названием улиц, расположением домов. Мой двор – моя улица, что нравится, чтобы
изменил. Практическое занятие – аппликация улицы.
Тема 5: «Моя школа». (16
ч)
Знакомство с
историей своей школы. Урок-экскурсия по школе. Учителя
и ученики – гордость школы.Мои родители учились в этой школе.Рисунок своей
школы, кабинета, учителя.
Тема 6: «Мой класс» (4 ч)
С Днем рождения, класс!
Тема 7: «Моя малая Родина».(26ч)
Название
своегосела, сколько лет родному селу. Некоторые достопримечательности своего
села(обелиск, церковь, пруд). Гордость
нашего села. Будущее моего поселка. Экскурсии в краеведческий музей.
Правила поведения в музее. Составление рассказа, сочинение. Викторины. Аппликация достопримечательностей своегосела.
Тема 8: «Природа нашего края».(41
ч)
Что такое природа? Сезоны
года. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир своего
края.Экскурсия на пришкольный участок. Домашние
животные – кто они?Правила поведения в природе. Урок-викторина по природе
края.«Как вести себя в природе» (составление памятки).
Тема 9: «Составление азбуки родного края» (10)
Составление азбуки родного края. Урок-игра «Что мы узнали о своем крае».
Учащиеся подбирают иллюстрационный
материал к каждой букве алфавита.
Учебный план
2-й год - «Мой край и история» (базовый
уровень)
№ п/п |
Разделы
программы и темы
учебных занятий |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практ. |
||
1. |
Введение |
4 |
2 |
2 |
1.1 |
Введение в программу. |
2 |
1 |
1 |
1.2 |
Природа и мы |
2 |
1 |
1 |
2. |
Мирвидимый и слышимый |
44 |
23 |
21 |
2.1 |
Мирроднойприроды |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Как вести
себя в природе |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Календарьнародныхпримет |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Природныеявления |
2 |
1 |
1 |
2.5 |
Осень – золотаяпора |
2 |
1 |
1 |
2.6 |
Листопад–танецосенних листьев |
2 |
1 |
1 |
2.7 |
Лекарственные
растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственныхрастений |
2 |
1 |
1 |
2.8 |
Слушаемголосаприроды |
2 |
1 |
1 |
2.9 |
Перелетныептицыродногокрая |
2 |
1 |
1 |
2.10 |
Зимующие птицы. Как им помочь? |
2 |
1 |
1 |
2.11 |
Птицы – нашидрузья |
2 |
- |
2 |
2.12 |
Красотаречнойстороны |
2 |
1 |
1 |
2.13 |
Животный
мир. Дикие и домашние животные |
2 |
2 |
- |
2.14 |
У погоды
нет плохой погоды. Отличительныепризнакипогоды. |
2 |
1 |
1 |
2.15 |
Комнатные
растения и уход за ними |
2 |
2 |
- |
2.16 |
Проект зоны
отдыхародного края |
2 |
1 |
1 |
2.17 |
Заочное путешествие по заповедникам
нашей республики. |
2 |
1 |
1 |
2.18 |
Природа в
музыке и поэзии |
2 |
1 |
1 |
2.19 |
Природаглазамихудожников |
2 |
1 |
1 |
2.20 |
Природу
надо беречь. Красная книга |
2 |
1 |
1 |
2.21 |
Охраняемые территорииродногокрая |
2 |
1 |
1 |
2.22 |
Судьба
природы – наша судьба (итоговое
занятие) |
2 |
1 |
1 |
3. |
МояЧувашия |
64 |
30 |
34 |
3.1 |
Моя Чувашия
– моя малая родина |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Город у Волги |
2 |
- |
2 |
3.3 |
Географическое положение нашейреспублики |
2 |
1 |
1 |
3.4 |
Климатические условия и природные
ресурсы Чувашии |
2 |
1 |
1 |
3.5 |
Рекинашейреспублики. |
2 |
1 |
1 |
3.6 |
Геральдиканашейреспублики |
2 |
1 |
1 |
3.7 |
Славапрошлыхлет |
2 |
1 |
1 |
3.8 |
Боевые
действия на чувашской земле в 1941- 1942 гг. |
2 |
1 |
1 |
3.9 |
Жители
нашего села в годы ВОВ |
2 |
1 |
1 |
3.10 |
Ветераны, пережившиевойну |
2 |
1 |
1 |
3.11 |
Тыл в годы ВОВ |
2 |
1 |
1 |
3.12 |
Чебоксары – городвоинскойславы |
2 |
1 |
1 |
3.13 |
Книгапамяти |
2 |
1 |
1 |
3.14 |
Боевойлисток |
2 |
1 |
1 |
3.15 |
Фотографииизсемейногоальбома |
2 |
1 |
1 |
3.16 |
Памятныеместанашегосела |
2 |
1 |
1 |
3.17 |
СамыеизвестныепамятникиЧувашии |
2 |
1 |
1 |
3.18 |
ПамятныеместаЧувашии |
2 |
1 |
1 |
3.19 |
Войнойопаленныегоды |
2 |
- |
2 |
3.20 |
Нитипамяти |
2 |
1 |
1 |
3.21 |
Духовноенаследиемоегокрая |
2 |
2 |
- |
3.22 |
Солдатские
треугольные письма |
2 |
1 |
1 |
3.23 |
Историянашейшколы |
2 |
1 |
1 |
3.24 |
Краеведческиймузейнашейшколы |
2 |
1 |
1 |
3.25 |
Легенды и мифы |
2 |
1 |
1 |
3.26 |
Улицыгорода |
2 |
2 |
- |
3.27 |
СовременнаяЧувашия |
2 |
1 |
1 |
3.28 |
Благоустройствоулицсела |
2 |
1 |
1 |
3.29 |
Благоустройствоклумб у памятника |
2 |
- |
2 |
3.30 |
БоеваяславагородаЧебоксары |
2 |
1 |
1 |
3.31 |
Памятьотчейстороны |
2 |
- |
2 |
3.32 |
МояЧувашия (итоговое занятие) |
2 |
1 |
1 |
4. |
Началомудрости |
12 |
7 |
5 |
4.1 |
Добро |
2 |
1 |
1 |
4.2 |
В миредоброты |
2 |
2 |
- |
4.3 |
Добруоткроетсясердце |
2 |
1 |
1 |
4.4 |
Дружба |
2 |
1 |
1 |
4.5 |
Милосердие и сострадание |
2 |
1 |
1 |
4.6 |
Благодарность, прощение и послушание |
2 |
1 |
1 |
5. |
Нашизнаменитыеземляки |
6 |
3 |
3 |
5.1 |
Герой
гражданской войны - В.И.
Чапаев. |
2 |
1 |
1 |
5.2 |
Знакомство
с биографией и творчеством И. Я.
Яковлева |
2 |
1 |
1 |
5.3 |
Наш земляк
– космонавт А. Г. Николаев. |
2 |
1 |
1 |
6. |
Поэты и писатели Чувашии о природе родного края |
6 |
3 |
3 |
6.1 |
Знакомство
с биографиейи творчеством
Ю. Мишши |
2 |
1 |
1 |
6.2 |
Знакомство
с биографией и творчеством
К. В. Иванова |
2 |
1 |
1 |
6.3 |
Знакомство
с биографиейи творчеством Р. Сарпи, М. Карягина. |
2 |
1 |
1 |
7. |
Чувашияспортивная |
6 |
3 |
3 |
7.1 |
Спорт – залогздоровья |
2 |
1 |
1 |
7.2 |
Спортивныеновости |
2 |
1 |
1 |
7.3 |
Героиспорта |
2 |
1 |
1 |
8. |
Итоговоезанятие |
2 |
- |
2 |
8.1 |
Итоговое
занятие. Составление
азбуки родного края. |
2 |
|
2 |
ИТОГО: |
144 |
71 |
73 |
Содержание программы
2-й год обучения
Раздел1. Введение.
Тема 1.1. Введение в программу.
Теория: Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с
содержанием дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Азбука родного края». Цели и задачи курса. Стартовый контроль: тестирование.
Практика: Практическая работа - рисование «Я –
пешеход». Викторина по правилам дорожного движения.
Тема 1.2. Природа и мы.
Теория: Значение детского музыкального
фольклора в истории края.
Практика: Знакомство с играми «Живое-неживое»,
«Музыкальные нотки». «Узнай меня»
загадки о
растениях и животных.
Раздел 2. Мир видимый и
слышимый.
Тема 2.1. Мир родной природы.
Теория: Живая и неживая природа: правила «Не
губи, а помоги!», «Все мы друг другу нужны».
Практика: Экскурсия в парк «Осеннее разноцветье»
(ТБ, сбор осенних листьев, каштанов,
самостоятельная работа – изготовление декоративного панно из осенних листьев).
Тема 2.2. Как вести себя в природе.
Теория: Экологические правила «Как вести себя в
природе». Экологическая сказка
«Первый день в
жизни бабочки».
Правила: Самостоятельная работа – зарисовка «В
мире природы».
Тема 2.3. Календарь народных примет.
Теория: Первые приметы осени. Названия месяцев
на чувашском русском языке.
Практика: Экскурсия в природу «Природа вокруг
нас» (ТБ, наблюдение за поведением насекомых и птиц в природе, народная игра
«Осенние капели»).
Тема 2.4. Природные явления.
Теория: Небо – синяя крыша. Солнце – царь неба.
Луна делает погоду. Заря – заряница. Радуга - небесный пояс.
Практика: Проведение игр: «Угадай-ка», «Когда это
бывает».
Тема 2.5. Осень – золотая пора.
Теория: Краски осени (красный, желтый,
золотистый, желто-зеленый). Осенняя палитра моей души. Красота вокруг нас.
Красота земли Белгородской в произведениях местных писателей и поэтов.
Практика: Самостоятельная работа – рисование
«Осеннее разноцветье».
Тема 2.6. Листопад – танец осенних
листьев.
Теория: Разнообразие и окраска листьев. Понятие
листопад. Причины листопада. Творчество великого композитора П.И. Чайковского.
Написание цикла «Времена года».
Практика: Прослушивание и обсуждение музыкального
фрагмента из цикла
П.И.
Чайковского «Времена года». Самостоятельная работа - рисование кленовых листьев.
Тема 2.7. Лекарственные растения –
замечательное богатство природы. Охрана
лекарственных растений.
Теория:
Лекарственные растения: душица, зверобой, подорожник, ромашка, чистотел. Охрана
лекарственных растений.
Практика.:Проведение игры «Зеленая аптека под
ногами».
Тема 2.8. Слушаем голоса природы.
Теория: О чем шумит ветер? Поэзия дождя. Пение
журчащего ручья. Шепот падающих листьев. Сказка мудрого дуба.
Практика: Самостоятельная работа – составление
устного рассказа «О чем мне поведал солнечный лучик».
Тема 2.9. Перелетные птицы родного края.
Теория: Перелетные птицы нашей местности: дрозды, иволга,
ласточка, скворцы, трясогузка.
Практика: Экскурсия в природу «Птицы – наши
друзья» (ТБ, наблюдение за птицами, их поведением, метод наблюдения,
сравнения). Викторина «Узнай птицу».
Тема 2.10. Зимующие птицы. Как им
помочь?
Теория: Репортаж с лесной опушки. Кормушки и их
виды. Корм для зимующих птиц. Практика: Творческая
мастерская «Домик для птиц».
Самостоятельная работа – рисование «Моя любимая птица».
Тема 2.11. Птицы – наши друзья.
Практика:
Экскурсия «Птицы края», подбор материала для написания рассказа.
Тема 2.12. Красота речной стороны.
Теория: История появления реки нашего села.
Практика: Экскурсия на реку Айдуш (ТБ, изучение
красоты и течения реки методом наблюдения).
Тема 2.13. Животный мир. Дикие и
домашние животные
Теория: Животный мир нашего края.
Тема 2.14. У погоды нет плохой погоды.
Отличительные признаки погоды.
Теория: Отличительные признаки погоды.
Практика: Практическая работа - чтение и
обсуждение рассказов о растениях, их зарисовка
Тема 2.15. Комнатные растения и уход за
ними.
Теория: Знакомство с комнатными растениями:
фикус, герань, бальзамин и др. Конкурс чтецов о цветах.
Тема 2.16. Проект зоны отдыха родного
края.
Теория: Для чего необходима зона отдыха?
Практика: Мини-проект «Зона отдыха родного края».
Тема 2.17. Заочное путешествие по
заповедникам нашей республики.
Теория: Знакомство с заповедниками
нашей республики.
Практика: Практическая работа - зарисовка
«Заповедник на карте будущего».
Тема 2.18. Природа в музыке и поэзии.
Теория: Природа в творчестве чувашских поэтов и
писателей.
Практика:Прослушивание музыкальных произведений.
Чтение и обсуждение стихотворений чувашских поэтов о природе.
Конкурс «Литература и природа».
Тема 2.19. Природа глазами художников.
Теория: Живописные просторы малой родины.
Знакомство с художниками
Чувашии. Пейзаж – как вид изобразительного искусства.
Практика: Самостоятельная работа – рисование с
натуры кисти рябины.
Тема 2.20.
Природу надо беречь. Красная книга.
Теория: Странички Красной книги.
Практика:
Творческая мастерская – изготовление книжки-малышки «Моя Красная книга».
Тема 2.21. Охраняемые территории родного
края.
Теория: Охраняемые территории Чувашской
республики. Азбука поведения в природе.
Практика: Конкурс «Отгадай загадку, скажи
скороговорку».
Тема 2.22. Судьба природы – наша судьба (итоговое
занятие).
Теория: Экологические проблемы. Экологические
правила. Экологическаясказка
«Доктор планет Планетович».
Практика:
Самостоятельная работа – зарисовка «Помощь природе». Конкурс чтецов
«Берегите землю!»
Раздел 3. Моя
Чувашия.
Тема 3.1. МояЧувашия– моя малая родина.
Теория:
история возникновенияг. Чебоксары
Практика:
Практическая работа – знакомство с открытками города Чебоксары. Просмотр
и обсуждение видеофильма «МояЧуващия».
Тема 3.2. Город у Волги.
Практика:
Рисование по теме «Город у реки Волга»
Тема 3.3. Географическое положение города.
Теория:
Географическое положение города Чебоксары.
Практика:
Практическая работа – составление карты-схемы города.
Тема 3.4. Климатические условия и природные
ресурсы Чувашии.
Теория: Климатические
условия, благоприятный климат, плодородные земли. Практика: Самостоятельная работа – рисование «Чувашия – мой край
родной».
Тема 3.5. Реки нашей республики.
Теория:
Волга, Була, Цивиль и тд..
Практика:
Самостоятельная работа – зарисовка «Река моего детства». Викторина «Мой
город».
Тема 3.6. Геральдика нашей республики
Теория: Геральдика нашей
республики.
Практика:
Историко-краеведческая викторина «Геральдика Чувашии».
Творческая работа – изображение своего эскиза герба города, учитывая законы
геральдики.
Тема 3.7.Слава прошлых лет.
Теория:
Земля чуващская в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Чувашская
земля в период немецко-фашистской оккупации.
Практика:
Самостоятельная работа – написание рассказа «Я – патриот России!»
Тема 3.8. Боевые действия на чувашской земле в
1941 – 1942 гг.
Теория:
Возрождение гвардейских полков. «Война без правил». Партизанское
сопротивление.
Практика:
Самостоятельная работа – зарисовка «Войне – нет!»
Тема 3.9.Жители нашего села в годы ВОВ
Теория:
Беседа «Жители нашего села в годы ВОВ»
Практика:
Экскурсия на часовню в д. Бакашево.
Тема 3.10.Ветераны, пережившие войну.
Теория:
Беседа «Ветераны нашего села».
Практика:Самостоятельная
работа – написание рассказа «Ветеран в моем доме».
Тема 3.11. Тыл в годы войны.
Теория: Беседа «Герои
Великой Отечественной войны.
Практика: Просмотр и
обсуждение фильма «Тыл в годы войны»
Тема 3.12..Чебоксары–город
воинской славы
Теория: Беседа «Чебоксары–город
воинской славы»
Практика: Чтение и
обсуждение рассказов о воинской славе чебоксарцев.
Тема 3.13.Книга памяти.
Теория: Ознакомление
с книгами памяти.
Практика: Экскурсия в
сельскую библиотеку.
Тема 3.14. Боевой листок.
Теория: Боевые листы
в годы ВОВ.
Практика:Изготовление
боевого листа
Тема 3.15. Фотографии из
семейного альбома
Теория: Беседа «Война
на фотографиях».
Практика: Просмотр и обсуждение фотографий из семейного альбома.
Тема 3.16.Памятные
места нашего села.
Теория: Устный журнал
«Герои нашего села»
Практика: Экскурсия к
памятным местам нашего села.
Тема 3.17.Самые
известные памятники Чувашии
Теория: Беседа «Памятники
Чувашии»
Практика: Оформление
выставки «Герои живут рядом».
Тема 3.18.Музеи Чувашии
Теория:
Устный журнал «Музеи Чувашии»
Практика: Виртуальная
экскурсия по музеям Чувашии.
Тема 3.19. Войной опаленные годы.
Практика: Рисование «Мы
за мир в ответе!».
Тема 3.20. Нити памяти.
Теория: Устный журнал
«Моя малая родина» (по творчеству белгородских писателей и поэтов).
Практика: Практическая
работа – оформление художественной выставки «Герои живут рядом!».
Тема 3.21. Духовное наследство моего края.
Теория: Православные
храмы Чувашии
Тема 3.22. Солдатские треугольные письма.
Теория: История
солдатских писем.
Практика: Практическая
работа –складывание солдатских писем.
Создание подарочного письма ветерану.
Тема 3.23.История нашей школы.
Теория: Путешествие
в прошлое.
Практика: Экскурсия по
школе.
Тема 3.24.Краеведческий музей школы.
Теория: История создания школьного
краеведческого музея.
. Практика: Экскурсия
в краеведческий музей школы. (ТБ).
Тема 3.25.Легенды и мифы.
Теория: Ознакомление
с легендами и мифами родного края.
Практика: Практическая
работа - зарисовка «ЧувашскийУлып».
Тема 3.26. Улицы города.
Теория: Заочное
путешествие по улицам города Чебоксары.
Тема 3.27.Современная Чувашия
Теория: Заочное
путешествие по Чувашской республике.
Практика: Практическая
работа - просмотр видеороликов о Чувашии.
Тема 3.28. Благоустройство улиц села.
Теория: Понятие
«благоустройство», основные виды цветочных композиций на клумбах возле
памятников города.
Практика: Самостоятельная
работа – рисование «Мой зеленый уголок».
Тема 3.29. Благоустройство клумб у памятников.
Практика: Трудовой
десант по благоустройству школьных клумб.
Тема 3.30. Боевая слава города Чебоксары.
Теория: Заочное
путешествие по музеям города.
Практика: Викторина
«Улицы ипамятники города». Самостоятельная работа – зарисовка «Улицабудущего».
Практика: Практическая
работа «Память отчей стороны» - чтение и обсуждение рассказов, стихов о войне чувашских
авторов. Зарисовка «Память отчей стороны».
Тема 3.32.Моя Чувашия (итоговое занятие).
Теория: Устный журнал
«Мой край – родная Чувашия».
Практика: Оформление
выставки «Город будущего». Викторина «Моя Чувашия».
Раздел 4.
Начало мудрости.
Тема 4.1.Добро.
Теория: Живительная
сила добра. Без добрых дел нет доброго имени. Правила доброго поведения.
Практика: Практическая
работа –написаниерассказа«Моидобрые дела».Зарисовка
«Город любви и добра».
Тема 4.2. В мире доброты.
Теория: Доброта, что
солнце. Дружим с добрыми словами. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Тема 4.3. Добру откроется сердце.
Теория: Доброта и
доброжелательность. Поспешай делать добро. О тех, кто сердце отдал людям.
Праздник благодарности.
Практика: Самостоятельная
работа – написание рассказа «Добро в моем доме».
Тема 4.4.Дружба.
Теория: Дружелюбие.
Наши верные друзья. Дружба людей и животных. Сердечный друг – природа.
Невидимая дружба растений и животных.
Практика: Игра «Волшебный стул».
Тема 4.5. Милосердие и сострадание.
Теория: Ласковое
слово, что весенний день. Милосердное сердце. Дары милосердия. Моя помощь для
других.
Практика: Самостоятельная
работа «Я рисую мир таким, каким я его представляю».
Тема 4.6. Благодарность, прощение и послушание.
Теория: «Благодарю»,
«спасибо» - пожелание высшего блага – спасения души. Благо дарю Земле, родным,
друзьям. Что такое послушание? Прощение – осознание, преодоление, раскаяние.
Прощенное воскресенье.
Практика: Самостоятельная
работа – написание рассказа «Мой благодарный поступок».
Раздел 5.
Наши знаменитые земляки.
Тема 5.1. Герой гражданской войны В.И. Чапаев.
Теория: Биография и жизнь В.И. Чапаева
Практика: Практическая
работа – чтение и обсуждение рассказов о В. И. Чапаеве.
Тема 5.2. Знакомство с биографией и творчеством И.Я. Яковлева.
Практика: Практическая
работа - чтение и обсуждение рассказов о И. Я. Яковлеве
Тема 5.3.Наш земляк - космонавт А.Г.Николаев.
Теория: Биография А.Г. Николаева.
Практика: Практическая
работа – зарисовка «Героикосмоса».
Раздел 6.
Поэты и писатели Чувашии о природе родного края.
Тема 6.1. Знакомство с биографией и творчеством ЮхиаМишши.
Практика: Практическая
работа «Вӑрмантиуяв» – чтение и обсуждение стихов
Тема 6.2. Знакомство с биографией и творчеством К.В.Иванова.
. Теория: К.В. Иванов - жизнь и творчество.
Практика: Практическая
работа «Природа» - чтение и обсуждение стихов
К.В. Иванова. Самостоятельная работа – написание стихов о природе
родного края.
Тема 6.3. Знакомство с биографией и творчеством Р.Сарби, М. Карягина.
Теория: Р.Сарби, М. Карягина – жизнь и творчество.
Практика: Практическая
работа «Писатели нашего района»– чтение и обсуждение произведений Р.Сарби, М. Карягина
Раздел 7. Чувашия
спортивная.
Тема 7.1. Спорт – залог здоровья.
Теория: Возникновение
олимпийских игр. Виды соревнований современных олимпиад. Герои спорта.
Практика: Практическая
работа -
викторина «В миреспорта».
Тема 7.2. Спортивные новости.
Теория: Спортивные
новости Чувашии.
Практика: Практическая
работа «В мире спорта» – чтение и обсуждение рассказов о спорте.
Тема 7.3. Герои спорта.
Теория: Просмотр и
обсуждение видеороликов о спортсменах
Чувашии.
Практика: Практическая
работа – зарисовка «Мой любимый вид спорта».
Раздел 8.
Итоговое занятие. Составление азбуки родного края.
Практика: Выставка творческих работ. Составление азбуки родного края.
Учащиеся подбирают иллюстрационный
материал к каждой букве алфавита.
Ожидаемые
результаты по годам обучения
По окончании 1-го года обучения обучающиесядолжны:
Знать:
- название своей деревни,
улицы, на которой живут, название школы;
- безопасный путь в школу;
- членов своей
семьи, их фамилии, имена, отчества;
-профессии
родителей;
- семейные традиции;
- достопримечательности своего
родного края:
- растительный и животный
мир родного края;
-
что такое природа;
- правила поведения вприроде;
- культурныерастения;
- лекарственныерастения;
- Охрана природы своего края;
Уметь:
- находить объекты живой и неживой природы;
- уметь
вести себя в природе;
- находить
взаимосвязь между состоянием природных объектов и деятельностью человека;
- по
описанию называть культурные растения;
- рассказать
о жизни животных родного края;
Владеть:
- оперировать знаниями о живой и неживой природе;
- контролировать
свое поведение в природе;
- определять
влияние человека на окружающий мир;
- видеть
взаимосвязь между культурными растениями и другими культурами;
- оперировать
в учебной деятельности знаниями о жизни животных родного края;
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- растительный
и животный мир края;
- сезонные
изменения в неживой природе;
- примеры
негативного влияния человека на почвенный покров;
- особо
охраняемые природные территории края;
- историю
улиц города;
- геральдику
Чувашской Республики
- подвиги
героев родного края в годы Великой Отечественной войны;
- достопримечательности
Чувашской Республики;
- знаменитых
земляков Чувашии;
Уметь:
- распознавать
растительный и животный мир родного края;
- рассказывать
об изменениях в неживой природе;
- рассказать историю улиц
города, о подвигах
героев в годы Великой
Отечественной войны;
- вести
диалог о достопримечательностях и знаменитых земляках Чувашии.
Владеть:
- навыками
природоохранной деятельности;
- проявлять
активную жизненную позицию.
Формами подведения итогов реализации авторской
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Азбука родного края» будет: создание азбуки родного края, подбор
иллюстрационного материала к каждой букве алфавита; тестирования, викторины;подготовка и
участие в театрализованных и тематических праздниках, устных журналах,
конкурсах, роль в которых предусмотрена для каждого ребенка.
5. Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации
занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ,
лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов,
иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)
•практический (выполнение работ по инструкционным
картам, схемам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и
усваивают готовую информацию
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности
•частично-поисковый – участие детей в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая
работа учащихся
7. Список литературы
1. Глушенков
О.В. Книга для чтения по природоведению. Природа Чувашии. – Чебоксары, 2006. –
96 с.
2. Дубанов И.С.
Географические названия Чувашской Республики: краеведческий словарь. –
Чебоксары: Чуваш.кн. издательство, 2010. – 495 с.
3. Дубанов И.С.
Озера, реки, родники Чувашии. Чебоксары: Чуваш.кн. издательство, 2008. – 207 с.
4. Енькка Е.В.
Родной край. Материальная и духовная культура чувашскогонародаXVI-XIXвв.: учеб.
Пособие для 6-7 кл. -Чебоксары: Чуваш.кн. издательство, 2009. – 240 с.
5. Трифонова
З.А. География Чувашской Республики: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. - Чебоксары: Чуваш.кн. издательство, 2011. – 191 с.
6.Матросова И.
М., Карягин С. А., Мефодьев А.И. «Патãрьелрайонĕнэнциклопедийĕ!, 200 çул.
7.История Чувашской
АССР, Чебоксары, 1967 г.
8. Материалы по
истории Чувашской АССР, Чебоксары, 1956
9. Краткая
Чувашская Энциклопедия:1999г.