ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
Нормативно-правовой аспект
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закон № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, если иное не установлено Федеральным закон. Данная позиция в полной мере относится к дополнительным общеобразовательным программам и конкретизируется в ч.4 ст.75 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Деятельность государственных, муниципальных образовательных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, нетиповых образовательных организаций, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, иных юридических лиц регулируется Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, который утвержден приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008.
Детский оздоровительный лагерь является организацией отдыха и оздоровления детей (Типовое положение о детском оздоровительном лагере, Утверждено поручением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 г. № АЖ-П12-8693). Основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей. В лагере создаются условия для организации воспитательного процесса, реализации дополнительных образовательных услуг.
Основным элементом деятельности лагеря является смена. Под сменой понимается форма деятельности лагеря завершенного цикла в ограниченный период времени и с ограниченным контингентом детей.
Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.
Развитие детей осуществляется через образовательную деятельностью, что подразумевает реализацию дополнительных общеразвивающих программ (далее – Программа), обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной деятельности лагеря.
Согласно Типовому положению о детском оздоровительном лагере основными задачами лагеря являются:
- организация содержательного досуга детей;
- создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни;
- воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;
- формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;
- привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности.
Содержание программы
Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- взаимодействие с различными социальными институтами, социальное партнерство;
- профилизацию смен и профориентационную работу с обучающимися;
- развитие лидерских качеств и инновационного мышления обучающихся, ведущих компетенций личности;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Целью и задачами Программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
-достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
- запросам детей и родителей (законных представителей), выявленным в ходе мониторинга (с учетом результатов исследований);
- современным образовательным технологиям, отраженным в формах и методах обучения (активных методах, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей, диагностике индивидуальных достижений и др.); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для проведения воспитательной и оздоровительной работы, предусмотрев проведение мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения, правонарушений, безнадзорности и экстремизма;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Структура Программы
Программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Пояснительную записку
3. Основные программные мероприятия
4. План-график реализации программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Ресурсное обеспечение программы
7. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов Программы
1. На титульном листе необходимо указать:
- полное юридическое наименование учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа;
- название программы;
- срок реализации программы;
- Ф. И.О., должность автора (авторов) программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
- год разработки программы.
2. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
- направленность программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи программы;
- отличительные особенности данной программы от уже существующих программ; инновационные подходы в решении проблем организации отдыха оздоровления и занятости детей,
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
- формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы;
- сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их определения;
- формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Основные программные мероприятия:
- перечень разделов и краткое описание основных программных мероприятий (что и зачем предполагается сделать, каковы ожидаемые результаты);
- способы и формы определения результатов.
4. План-график реализации программы:
Календарный план-график реализации программы с указанием даты, наименования мероприятия и места проведения, времени проведения и продолжительности, контингента и количества участников и др.
5. Методическое обеспечение программы:
- система методической работы с педагогическими работниками учреждения;
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению занятий и мероприятий, индивидуальной работы с детьми;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы, тренировочный график и др.
6. Ресурсное обеспечение программы
Краткое описание основных видов ресурсов и потребность в них для реализации программы.
7. Список использованной для разработки программы литературы.
Список составляется с учетом требований ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.